Товарами и услугами, имеющими неэластичный спрос, являются, например, товары первой необходимости, большинство медицинских товаров и медицинских услуг, коммунальные услуги.
Анализ эластичности спроса и предложения по цене имеет важное практическое значение. Эластичность спроса:
1. если имеет место эластичный спрос по цене, то повышение цены на товар приводит к более значительному уменьшению спроса и выручки производителя, а в случае снижения цены происходит существенное расширение величины спроса и выручки производителя.
2. при неэластичном спросе по цене на товар, повышение цены приводит к увеличению общей выручки, а снижение цены - к уменьшению выручки.
3. если имеет место единичная эластичность спроса на товар, то изменения цен не приводят к изменению выручки.
Анализ эластичности предложения на товар по цене имеет значение при проведении налоговой политики государства. Эластичность предложения по цене на товар определяет возможность переложения налогового бремени с производителя на потребителя и наоборот.
6.
Конкуренция (от латинского - столкновение, состязание) – экономическое соперничество между товаропроизводителем и покупателями за наиболее выгодные условия производства, продажи и покупки товаров.
Конкуренция – это элемент рыночного механизма, который обеспечивает взаимодействие экономических субъектов.
Функции конкуренции:
1. регулирующая – воздействует на производителей таким образом, чтобы производство осуществлялось в соответствии со спросом потребителей.
2. функция экономического отбора (санирующая) – освобождает рынок от экономически слабых субъектов.
3. аллокационная (распределительная) – экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство, направляются туда, где они используются наиболее эффективно.
4. инновационная – состоит в том, что фирмы осуществляют нововведения, позволяющие им максимизировать прибыль.
Виды конкуренции можно выделять по следующим признакам:
1. по сферам, в которых она протекает:
+ внутриотраслевая конкуренция
+ межотраслевая конкуренция
+ международная конкуренция
2. по методам конкурентной борьбы:
+ ценовая
+ неценовая
+ добросовестная
+ недобросовестная
3. по условиям, в которых протекает:
+ совершенная
+ несовершенная
Совершенная конкуренция – это такая рыночная ситуация, при которой ни один из продавцов и покупателей не может оказать существенное влияние на цену товаров.
Термин совершенная конкуренция, совершенный рынок (свободный) были введены в научный оборот во второй половине 19 века (1881) и были сформулированы условия совершенной конкуренции:
1. на рынке действует большое количество продавцов и покупателей данного товара. При этом, каждый из них продает (покупает) незначительную долю общего рыночного объема.
2. предлагаемый товар однороден с точки зрения покупателей, а покупатели одинаковы с точки зрения продавцов.
3. полная доступность информации для всех участников рынка о ценах и изменениях цен.
4. сговор между участниками рынка, в какой либо форме, исключен.
5. отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и выхода из нее.
Совершенная конкуренция, описанная данными признаками, является крайне редким случаем. К ней приближаются рынки зерна, другой сельскохозяйственной продукции. Понятие совершенная конкуренция и свободный рынок ассоциируются с понятием «чистый капитализм» (существовал до первой трети 19 века). Эта модель функционирования экономической системы, в сравнении с которой можно изучать другие рыночные ситуации.
Достоинства совершенной конкуренции:
+ рациональное распределение ограниченных ресурсов, которое осуществляется таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности; фирмы и отрасли работают без дефицита и излишков.
+ достигается максимальная производственная эффективность, фирмы производят продукцию с минимальными издержками.
+ в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции достигается устойчивость отрасли: свободный вход и выход с рынка не позволяет отдельным производителям длительное время получать сверх прибыли или нести убытки, т.е. не происходит перераспределения доходов в пользу отдельных отраслей.