Количественная теория денег.

Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711 – 1776) и Дж. Милля 45(1773 – 1836), а также француза Ш. Монтескье (1689 – 1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и пропорциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в XVI – XVII вв., выдвинул

тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены, и определяется стоимость денег.

Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером (1867 – 1947). И. Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из «покупательной силы денег».

Он выделял шесть факторов, от которых зависит эта «покупательная сила денег»: 1) количество наличных денег в обращении; 2) скорость обращения денег; 3) средневзвешенный уровень цен; 4)количество товаров; 5) сумма банковских депозитов; 6) скорость депозитно-чекового обращения.

Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает соответствующие практические рекомендации по стабилизации

экономики с помощью контроля над денежной массой.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.

Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е годы.

Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х – начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России.

С появлением всеобщего эквивалента в виде денег законы натурального обмена замещаются законами товарно-денежного обращения. Базовым законом – является закон стоимости. Закон стоимости гласит: все товары производятся и обмениваются в соответствии с количеством общественно необходимого труда, то есть в соответствии с их стоимостью.

Закон стоимости выполняет три функции. Во-первых, он является основой дифференциации производителей и оставляет на рынке самые эффективные фирмы: те, у которых индивидуальные затраты труда выше общественно необходимых, разоряются. Во-вторых, он является стимулятором развития производительных сил и достижения производством нового, более высокого технико-технологического уклада. В-третьих, закон стоимости становится

регулятором пропорций национального производства, которые складываются вследствие переливов капиталов из одной отрасли в другую и в новые отрасли.

Механизмом реализации закона стоимости является разница между индивидуальной и общественной стоимостью товаров. Современные исследователи и сторонники трудовой теории стоимости утверждают, что не следует упрощать вопрос определения стоимости и цены. Стоимость выражает одну сторону товара и труда – количественную.

Качественную сторону товара выражает его потребительская стоимость и ее назначение – удовлетворять потребности. И если товар не удовлетворяет потребности, то теряется смысл затраченного труда. Поэтому сторонники трудовой теории стоимости определяют цену как диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости конкретного товара.

Они утверждают, что наряду с законом стоимости действует и закон потребительной стоимости, который гласит: каждый конкретный товар производится с определенными потребительными свойствами и качеством, необходимыми для удовлетворения соответствующих, периодически меняющихся потребностей, и изменение качественных свойств товара адекватно отражается в его цене. Таким образом, в цене проявляют себя оба свойства товара: и стоимость, и потребительная стоимость, а деньги являются специфической формой проявления этого единства.

Исходя из природы материала можно выделить два основных вида денег: натуральные и символические деньги.