Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики.

В настоящее время политика цен является наряду с финансовой политикой одной из составляющих частей социально – экономической политики государства. Государственная политика цен направлена на повышение эффективности экономики, основанной на многообразии форм собственности, конкуренции самостоятельных товаропроизводителей. Она обеспечивает свободу хозяйственной деятельности и развитие предпринимательства.

Однако процесс ценообразования довольно противоречивый. Он включает в себя ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решать экономические проблемы с помощью цен за счет других регионов. Поэтому возникает необходимость управления процессом ценообразования для устранения такого противостояния.

Какая именно политика цен проводится сегодня государством, на что она направлена и каково ее содержание?

Политика цен, осуществляемая государством, направлена на регулирование рыночного ценообразования. На такое их регулирование, что бы оперативно реагируя на изменения конъюнктуры, рыночные цены стимулировали те процессы, в которых больше всего заинтересовано общество.

Государственная политика цен должна быть направлена на обеспечение эквивалентности обмена между отраслями хозяйства страны и, прежде всего – между промышленностью и сельским хозяйством. При этом важно учитывать эквивалентность обмена при реализации продукции промышленности и сельского хозяйства, специфику – сезонный характер сельскохозяйственного производства и влияние инфляционного фактора.

Одной из причин роста цен сельскохозяйственной продукции является наличие множества посредников между производителем и потребителем, которые накручивают цены. Все участники канала товародвижения стремятся максимизировать прибыль. Это отражается на цене товара. Сам же производитель вынужден реализовывать сельскохозяйственную продукцию по крайне низкой цене.

Зарубежный опыт показывает, что государство в лице торгово-закупочных компаний гарантирует фермерам приобретение определенного количества их продукции по фиксированным ценам. В случае падения цен на рынке, гарантированные государством цены обеспечат им возмещение производственных издержек и необходимую прибыль.

Государственная политика цен предполагает обеспечение увязки внутренних цен с уровнем мировых, в том числе и ориентируясь на будущее вступление в ВТО. В последние годы в России проводятся мероприятия по приближению уровня и соотношений внутренних цен к уровню и соотношениям мировых.

В настоящее время важным направлением государственной политики цен является противодействие тенденциям отдельных производителей необоснованно поднять цены на свою продукцию. Принятый в Российской Федерации Закон от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был направлен на пресечение монополизма, создание условий для развития предпринимательской деятельности, проявление гибкости в установлении цен.

Важнейшим показателем соответствия осуществляемых в экономике преобразований их конечным социально – экономическим целям является динамика цен.

Изменение динамики цен рассмотрим на примере экономики Алтайского края.

Таблица 7.1

Изменение цен по секторам экономики

в Алтайском крае в 2000-2002 гг., в %.

№ №п/п Сектора экономики Декабрь 2000 к декабрю 1999 Декабрь 2001 к декабрю 2000 Декабрь 2002 к декабрю 2001
11. Индекс цен производителей промышленной продукции, в том числе: 131,4 113,8 113,9
  Электроэнергетика 143,0 139,7 144,1
  черная металлургия 151,5 105,3 92,7
  химическая промышленность 125,8 102,5 126,8
  Машиностроение 134,7 108.0 123,9
22. Индекс потребительских цен, в том числе: 122,6 119,4 113,1
  на продовольственные товары 122,1 113,7 108,0
  на непродовольственные товары 120,3 111,3 111,4
  платные слуги населению 130,2 153,0 129,2
33. Индекс цен производителей в строительстве 128,2 114,1 110,6
44. Индекс тарифов на грузовые перевозки автомобильным транспортом 148.5 119.6 99.2
55. Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию 120,6 115,5 89,2
66. Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц 113,7 115.4 109.8

 

Из анализа фактических данных динамики цен Алтайского края в 2000-2002 гг. прослеживается значительный разрыв между топливно-сырьевыми и конечными отраслями по показателям ценовой динамики. По данным Алтайского Госкомстата, на фоне роста цен производителей промышленной продукции на 31,4 % в 2000 г., 13,9 % в 2001 г., 13,8 % в 2002 г, повышение отпускных цен в электроэнергетике составило 43%, 39,7 % и 44,1 % соответственно (табл. 7.1)

После повышения цен на продукцию топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей, увеличения транспортных тарифов, остальные отрасли пытаются сократить разрыв в ценах, чтобы добиться роста доходов, а, следовательно, покрытия собственных затрат и получения прибыли, и, тем самым, ими запускается механизм роста цен. Региональная энергетическая комиссия добивается некоторого ограничения цен естественных монополий, однако затем они опять выходят в лидеры ценовой динамики.

В рамках осуществляемого реформирования в 2004 г. введены новые ставки тарифов на весь цикл продажи электроэнергии российским потребителям – размер абонентской платы, на услуги по транспортировке электроэнергии, диспетчерское управление, продажу электроэнергии с оптового рынка. Решением ФЭК ограничен рост тарифов на электроэнергию в 2004 году до 13 %, для населения – до 16 %.

Индекс потребительских цен в Алтайском крае увеличился на 22,6% в 2000 г., 19,4% в 2001 г., 13,1% в 2002 г. в связи с ростом цен на электроэнергию. Для сравнения, индекс прироста потребительских цен в России составил 20,2% в 2000 г., 18,6% в 2001 г. и 15,1% в 2002 г..

Анализ динамики цен в потребительском секторе Алтайского края показал, что наибольший прирост потребительских цен достигнут за счет удорожания платных услуг, оказываемых населению, 30,2 % в 2000 г., 53% в 2001 г., 29,2 % в 2002 г. (см. табл. 7.1). В результате в крае в течение последних трех лет существенно увеличилась стоимость жилищно-коммунальных услуг, оплата за газ, электроэнергию.

Важным направлением проводимой государственной политики цен является обеспечение необходимых соотношений между динамикой цен и динамикой денежных доходов населения, создание надежных гарантий для поддержания необходимого уровня жизни населения, особенно малообеспеченных граждан, которое сдерживается необеспеченными (дотационными) региональными и муниципальными бюджетами. При дефицитах бюджетов, как правило, урезаются менее защищенные расходные социальные статьи.

Во многих странах осуществляется поиск механизмов защиты жизненного уровня населения. Был изобретен и действует механизм индексации доходов населения. Применение такого механизма было бы целесообразным и в условиях нашей страны.

Высокий уровень инфляции, приводящий к росту цен, автоматически повышает сбор налогов, особенно косвенных, а значит, и доходы бюджета. Однако бюджетные расходы коррекции на рост цен не подвергаются. Могут лишь увеличиться затраты на обслуживание внешнего долга. Таким образом, доходы бюджета растут, а расходы стабильны. Для укрепления бюджета ситуация является идеальной. А с позиции работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов, денежные доходы которых в значительной мере съедаются инфляцией, ситуация достаточно сложная

Одной из мер, направленных на поддержание минимального уровня жизни населения, развитие убыточных регионов, отраслей, является система предоставления дотаций.

Государственное регулирование цен включает в себя механизм дотаций, позволяющий снизить цену на товар или услугу для определенных категорий населения или поддержать жизненно важные убыточные отрасли.

Многие страны ЕЭС дотируют производство тех или иных видов сельскохозяйственной продукции, а государственная помощь судостроительным фирмам Франции и ФРГ достигает 15 – 30% контрактных цен

В российской экономике дотации предоставляются для поддержания жизнеобеспечивающих отраслей – топливной промышленности, железнодорожного транспорта, электроэнергетики, ЖКХ. Попытки сделать эти отрасли рентабельными наталкиваются на отсутствие равновесных цен, что требует их постоянного повышения, вызывающего рост издержек во всей экономике. Вместе с тем ликвидировать убыточные отрасли, как того требует рынок, невозможно в силу их жизненной необходимости.

Изменить ситуацию возможно тремя способами: технологической модернизацией производства, ликвидацией убыточных производств и заменой их продукции импортом, субсидированием отдельных производств и установлением на их продукцию дифференцированных цен. Применение первого способа, независимо от форм собственности, ограничивается инвестиционными и технологическими возможностями; второго – социальными последствиями и экспортно-импортными возможностями; третий предполагает усиление государственного регулирования экономики. Ни первый, ни второй вариант в сложившихся условиях пока не могут быть реализованы. Поэтому без государственного вмешательства в процесс функционирования комплекса жизнеобеспечивающих отраслей не обойтись. Такое вмешательство сегодня является главным приоритетом экономической политики государства.

В программе социально – экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 – 2005 годы) подчеркивается, что основным направлением государственной ценовой политики в 2003-2005 годах будет совершенствование государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ближайшие три года намечено реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли.