История становления и развития обязательного социального страхования.

В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить 4 основных этапа:

1 – возникновение социального страхования (1903-1917 гг.)

2 – социальное страхование после октябрьской революции (1917-1933 гг.)

3 – социальное страхование и профсоюзы (1933 – 1990 гг.)

4 – социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (с 1991 года).

Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование от несчастных случаев на производстве. В результате появились страховые общества, такие как «Россия» - 1888 год. Страхование от несчастных случаев имело 2 формы: индивидуальную и коллективную. Страховые общества заключали договора с владельцами предприятий, принимая на себя обязательство по выплате определенных сумм рабочим. Пострадавшим от несчастного случая. Наличие подобного договора освободило предпринимателей от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, которое предусматривалось законодательным актом. Такой акт был принят в 1901 году – «О пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в причинении вреда здоровью». Этот законодательный акт был тщательно проработан в 1903 году, он назывался «О вознаграждении потерпевшим рабочим вследствии несчастных случаев». После его принятия предприниматели стали активно поддерживать требование о введении государственного страхования работников, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Данный закон можно считать в какой-то степени предвестником государственного социального страхования в России. Однако основы обязательного социального страхования были заложены при принятии законов: «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве» - 1912 год.Эти законы были несовершенны, так как они не предусматривали все риски утраты заработка, не охватывали наемных работников, отдельные отраслевые хозяйства и целые регионы страны. Пособие по нетрудоспособности назначалось от половины до 2/3 заработка и выплачивалось только с 4 дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течении 6 недель рабочим, которые проработали не менее 3 месяцев. Однако эти законы все- таки учитывали страховые принципы, действующие в других странах. Финансирование этих расходов осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников, а страхование от несчастных случаев только за счет предпринимателей. Рабочими организациями страхования на местах являлись больничные страховые касс и страховые товарищества, которые создавались на предприятии с числом рабочих не менее 200 человек.На более мелких предприятиях создавались кассы на кооперативных началах. Ведущая роль в организации касс и их управлении принадлежала работодателям и рабочим. В центре эту работу проводил совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – страховые присутствия. Социальное страхование после октябрьской революции предприняло попытку ввести альтернативную программу, разрешенной Пражской Партийной Конференцией. Было опубликовано правительственное сообщение, в котором говорилось, что Рабочее Крестьянское Правительство приступает к изданию законов: «О полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты». Согласно декрету 1921 «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», материальным обеспечением являлись обязательные взносы предпринимателей, учреждений и хозяйств, использующих наемных работников. В этот период выплачивалось пособие по беременности и родам в размере 100 %, а при рождении ребенка предусматривалось 2 пособия: на предметы ухода и на кормление ребенка до 9 месяцев – в размере 25 % средней заработной платы.В 1931 году размер пособия по временной нетрудоспособности ставится в зависимости от непрерывного стажа работы, от отрасли работающего и членства в профсоюзах. В деятельности страховых органов кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами большое внимание уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления. Заметной вехой в истории социального страхования в России являлась передача этих вопросов в управление профсоюзам. Это было осуществлено в 1993 году на основании постановления ВЦИКа «Об объединении Народного Комиссариата Труда с ВЦСПС». Общее руководство возлагалось на этот союз, а непосредственное – на отраслевые, а потом территориальные профессиональные органы. На предприятиях существовали профсоюзные комитеты. В 1938 году бюджет социального страхования был включен в государственный бюджет. Установленные тарифы взносов не учитывали социальных рисков. Важным этапом развития социального страхования являлось распространение его на новые категории рабочих – колхозников. В начале, право на государственное социально страхование получили ведущие колхозные кадры – председатель, специалисты и механизаторы, в это время было введено пенсионное обеспечение колхозников и пособие по беременности и родам. Эти пенсии и пособия выплачивались за счет специального фонда, созданного из средств колхозов и государственного бюджета. Такая форма просуществовала до 1991 года, которая была объединена с государственной. В 80-х годах принимается ряд мер по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей, вводится пособие для малообеспеченных семей, частично оплачиваются отпуска по уходу за ребенком, увеличилась продолжительность дородового отпуска (до 70 дней) и т.д. Социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом в 1991 году был образован Фонд социального страхования, который находился в ведении ВЦСПС.