Независимый аудиторский контроль

Правовой основойнезависимого (аудиторского) контроля является Федеральный закон Российской Федерации № 119-ФЗ от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности» (с последующими дополнениями и изменениями), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты по проведению аудиторской деятельности, изданные в соответствии с указанным Федеральным законом.

Рассмотрим основные положения Федерального закона Российской Федерации «Об аудиторской деятельности».

Аудиторской деятельностью (аудитом) является предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Цель аудита заключается в выражении мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью в данном случае следует понимать степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать обоснованные решения.

При этом надо учитывать, что аудит не подменяет государственного финансового контроля, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти.

Аудит - это разновидность предпринимательской деятельности, которой могут заниматься как организации, так и индивидуальные аудиторы, которые имеют право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Заниматься этой деятельностью можно только при получении от Министерства финансов РФ специального разрешения (лицензии) на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (2001 г.). Нарушение данного правила влечет за собой наказание, предусмотренное ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Особенностью правового положения аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов является то, что им запрещено заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Содержание сопутствующих услуг подробно раскрыто в ч. 6 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности». Назовем лишь некоторые из них: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета; составление финансовой отчетности; правовое, налоговое, бухгалтерское консультирование; разработка и анализ инвестиционных проектов; составление бизнес-планов; проведение маркетинговых исследование и др. Нарушение данного положения закона влечет за собой лишение лицензии, т.е. права на занятие этой деятельностью.

Аудит осуществляется на договорной основе. При этом порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Ряд организаций государство обязывает проводить обязательные аудиторские проверки. К ним относятся: открытые акционерные общества, кредитные организации, страховые организации или общества взаимного страхования, товарные или фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, обязательный аудит проводится в случаях, если:

- объем выручки организации от реализации продукции за один год превышает в 500 тысяч раз установленный минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетности года в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда;

- организация является государственным или муниципальным унитарным предприятием, если финансовые показатели его деятельности соответствуют показателям, указанным выше.

При этом следует указать, что обязательные аудиторские проверки могут проводиться только аудиторскими организациями, а не индивидуальными предпринимателями. Причем, если аудит проводится в организациях, в уставных капиталах которых находится не менее 25% государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

В ст.8 Закона устанавливается обязанность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов хранить аудиторскую тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие услуги.

Аудиторские проверки проводятся в соответствии с правилами (стандартами), т.е. едиными требованиями к порядку осуществления аудиторской деятельности. Правила подразделяются на федеральные и внутренние, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

По результатам аудиторских проверок составляется официальный документ, называемый аудиторским заключением. Этот документ предназначен для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц. Он составляется в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержит мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Законом предусматривается ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения. Она наступает в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Законодатель предусмотрел ряд ограничительных мер, способствующих поддержанию принципа независимости проведения аудиторских проверок. Аудит не может осуществляться аудиторами, аудиторскими организациями являющимися:

- учредителями (участниками) аудируемых лиц,

- их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- близкими родственниками (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) сотрудников проверяемых организаций;

- при оказании течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуг по восстановлению и ведению бухгалтерского учета.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

Большое значение имеет контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Существует система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими. Эта система устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

В случае выявления нарушений, у виновных аннулируется квалификационного аттестат аудитора, а также лицензия на осуществление аудиторской деятельности.

Аудитор может заниматься профессиональной деятельностью только при наличии аттестата. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью) осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Статьями 15 и 16 Закона устанавливается порядок аттестации и аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 Министерство финансов РФ определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.