Кредитно-финансовый анализ.

Кредитно-финансовый анализ предполагает четыре основных характерис­тики платежеспособности фирмы, берущей в долг:

1.Характер заемщика определяется, прежде всего, путем тщательного анализа информации о том, как он расплачивался за предыдущие кредиты. Анализирует­ся также производственная и маркетинговая деятельность заемщика, состояние его финансов, хозяйственно-финансовые показатели работы предприятия.

2.Платежеспособность заемщика оценивается на основе анализа хозяйствен­но-финансовых показателей, как за прошедшие годы, так и планируемых. Особое значение здесь имеет динамика капи­таловложений в прошлом и в перспективе.

3.Дополнительное обеспечение кредита осуществляется с помощью всех ви­дов залога, как это описано в данной главе.

4.Деловая конъюнктура (внешние условия) займа определяется действующим либо перспективным законодательством, экономической обстановкой, техно­логическими изменениями, социальными тенденциями в обществе. Так, зако­нодательство может существенно повлиять на деятельность фирмы заемщика и отразиться на его способности вернуть кредит в срок. Изменения экономи­ческих условий (прежде всего экономической конъюнктуры) проявляются в сезонных или периодических распродажах, изменении возможностей получе­ния прибыли и ее величины, тенденциях роста производства и торговли. Тех­нологические изменения проявляются во введении всевозможных новшеств, повышающих производительность труда на предприятии, увеличивающих пред­ложение товаров и т. д. Социальные тенденции проявляются в изменении дохо­дов потребителей и связанной с ним платежеспособности и цепы товаров, ус­луг и работ.

Кредитный анализ должен проводиться в сравнении с хозяйственно-финан­совой деятельностью других предприятий отрасли и конкурентов. Только так можно получить объективное представление о возможностях предприятия в настоящем и будущем.

Определение лимита кредитования клиента обычно предполагает проведение работы по четырем основным направлениям:

- анализ финансового состояния клиента;

- определение кредитоспособности потенциального заемщика на основе сопоставления результатов анализа его финансового состояния с некими нормативными показателями, рассчитанными по аналогичной методике;

- присвоение потенциальному заемщику кредитного рейтинга, т.е. "позиционирование" его в однородной среде клиентов;

- расчет собственного лимита кредитования или риска на потенциального заемщика.