Кредитно-финансовый анализ.
Кредитно-финансовый анализ предполагает четыре основных характеристики платежеспособности фирмы, берущей в долг:
1.Характер заемщика определяется, прежде всего, путем тщательного анализа информации о том, как он расплачивался за предыдущие кредиты. Анализируется также производственная и маркетинговая деятельность заемщика, состояние его финансов, хозяйственно-финансовые показатели работы предприятия.
2.Платежеспособность заемщика оценивается на основе анализа хозяйственно-финансовых показателей, как за прошедшие годы, так и планируемых. Особое значение здесь имеет динамика капиталовложений в прошлом и в перспективе.
3.Дополнительное обеспечение кредита осуществляется с помощью всех видов залога, как это описано в данной главе.
4.Деловая конъюнктура (внешние условия) займа определяется действующим либо перспективным законодательством, экономической обстановкой, технологическими изменениями, социальными тенденциями в обществе. Так, законодательство может существенно повлиять на деятельность фирмы заемщика и отразиться на его способности вернуть кредит в срок. Изменения экономических условий (прежде всего экономической конъюнктуры) проявляются в сезонных или периодических распродажах, изменении возможностей получения прибыли и ее величины, тенденциях роста производства и торговли. Технологические изменения проявляются во введении всевозможных новшеств, повышающих производительность труда на предприятии, увеличивающих предложение товаров и т. д. Социальные тенденции проявляются в изменении доходов потребителей и связанной с ним платежеспособности и цепы товаров, услуг и работ.
Кредитный анализ должен проводиться в сравнении с хозяйственно-финансовой деятельностью других предприятий отрасли и конкурентов. Только так можно получить объективное представление о возможностях предприятия в настоящем и будущем.
Определение лимита кредитования клиента обычно предполагает проведение работы по четырем основным направлениям:
- анализ финансового состояния клиента;
- определение кредитоспособности потенциального заемщика на основе сопоставления результатов анализа его финансового состояния с некими нормативными показателями, рассчитанными по аналогичной методике;
- присвоение потенциальному заемщику кредитного рейтинга, т.е. "позиционирование" его в однородной среде клиентов;
- расчет собственного лимита кредитования или риска на потенциального заемщика.