Производство прибавочного продукта - основа экономического и социального прогресса общества
Производство прибавочной стоимости К. Маркс определил как основной экономический закон капитализма и сформулировал его следующим образом: "Движущим мотивом и определенной целью капиталистического процесса производства является возможно большее самовозрастание капитала, т.е. возможно большее производство прибавочной стоимости, следовательно, возможно большая эксплуатация рабочей силы капиталистом" (К. Маркс, Ф. Энегельс, Соч. т. 23, с. 342). Извлечению прибавочной стоимости, по Марксу, подчинены в конечном счете все экономические процессы капитализма.
Отчуждение части результатов труда работника всегда имело место. При рабовладении и феодализме продукт труда тоже делился на необходимый и прибавочный. Рабовладелец не оставлял рабам дополнительного продукта (сверх необходимого для поддержания его собственной жизни) для создания семьи и воспроизводства жизни. Конечный итог нарушения естественного протекания процессов оказался печальным. Богатейшие рабовладельческие цивилизации ушли в небытие, угасли.
Феодал на первых порах присваивал непосредственно труд крепостного. Но он выделил для него участок земли и несколько свободных дней в неделю. Крепостной теперь уже наполняет своим трудом три корзины: для хозяина, для воспроизводства своей рабочей силы и третью корзину для семьи, для своих детей. Отчуждение продукта в докапиталистических формациях было основано на личной зависимости работника от своего господина.
При капитализме прибавочный продукт принял форму прибавочной стоимости, и ее отчуждение уже основано на экономическом принуждении, так как рабочий при капитализме юридически свободен. Капитализм внес существенные изменения в имущественные и личные отношения людей. Теперь вместо трех корзин работник оказался вынужденным наполнять продуктами своего труда четыре корзины: для себя и для семьи (необходимый продукт); для лица или группы лиц, которые предоставили ему работу; и четвертую корзину для государства, которое о нем "заботится" (прибавочный продукт). Рабочий день рабочего поделен на две части: необходимое время, в течение которого наполняются первые две корзины, и прибавочное время, в течение которого он работает на хозяина-капиталиста и государство, "отражающее и защищающее интересы этого капиталиста".
Существенных расхождений между капитализмом и социализмом здесь нет. Производство и отчуждение части результатов труда работника всегда имело место и служило источником прогресса. По марксистской теории, и при коммунизме будет отчуждаться часть продукта, создаваемого рабочим. Но по этой же теории считается, что при социализме эксплуатации не существует, поскольку корзины с прибавочным продуктом идут предприятию, коллективным собственником которого он является, и государству, у которого нет другой цели, кроме заботы о процветании и благополучии своего труженика. Как видим, в этом утверждении есть много искусственного, спорного. Пора бы признать явление, связанное с производством прибавочного продукта как общую закономерность.
В хозяйственной практике и при капитализме, и при социализме термин "прибавочная стоимость" не употребляется. В обиходе в любом обществе утвердились такие понятия, как "прибыль", "процент", "рента". На самом деле все это есть внешнее проявление базового начала - прибавочного продукта или прибавочной стоимости. Но внешне все формы прибыли выступают как результат движения авансированного капитала, основных факторов производства, а не как отчужденный продукт труда рабочего.