Каналы сбыта и организация товародвижения
Канал сбыта - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям.
Члены каналов сбыта выполняют важнейшие функции:
- исследование - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;
- создание и распространение этой информации о товаре;
- стимулирование - создание и распространение той или иной информации о товаре, которая способствовала бы его приобретению потенциальными покупателями;
- установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;
- -приспособление товара - подготовка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, сборка и упаковка;
- проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего акта передачи собственности или владения;
- -организация товародвижения - транспортировка и складированиетоваров;
- финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;
- принятие риска - принятиена себя ответственности за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех – завершению уже заключенных сделок.
Канал сбыта можно охарактеризовать по числу составляющих егозвеньев или уровней. Уровень канала сбыта - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю. Система каналов сбыта складывается у производителя под влиянием местных условий. Посредником при одноуровневом канале на рынке потребительских товаров обычно бывает розничный торговец, а на рынке товаров промышленного назначения - агент по сбыту или брокер (посредник). Посредник при двухуровневом канале на рынке потребительских товаров становится оптовый и розничный торговцы, а на рынке товаров промышленного назначения - промышленный дистрибьютор (торговец) или дилер (оптовый и розничный торговцы). При трехуровневом канале между оптовым и розничным торговцамиобычно стоит мелкий оптовик, который покупает товары у крупныхоптовыхторговцев и перепродаетих небольшим предприятиям розничной торговли, которые крупные оптовики, как правило, не обслуживают.
Считается, что чем меньше число посредников между производителями и потребителями, тем больше расхода приходится нести фирме, поскольку она вынуждена создавать необходимые запасы товаров, обеспечивать их хранение, обработку, а затем и оптовую реализацию.