Политика и процедуры взыскания дебиторской задолженности

Общая политика взыскания по счетам дебиторов определяется фирмой путем комбинирования целого ряда используемых ею процедур взимания платежей. Такие процедуры включают отправку писем, телефонные звонки, личное посещение должника и мероприятия юридического характера. Одним из основных переменных факторов, определяющих эту политику, является сумма, затрачиваемая на процедуры взыскания долгов. До определенного момента зависимость носит весьма конкретный характер: чем больше затрачивается средств на процедуры взыскания, тем меньше процент безнадежных долгов и тем короче средний период взыскания долга (притом, что все остальные показатели остаются прежними).

Однако следует помнить, что эта взаимосвязь не носит линейного характера. Так, первоначальные расходы по взиманию платежей обычно не способствуют значительному сокращению потерь по безнадежным долгам. Дополнительные же расходы данного типа очень серьезно влияют на этот показатель, но лишь до определенного момента, после которого их влияние на размеры безнадежных долгов имеет тенденцию сокращаться.

Если объемы продаж не зависят от усилий, затрачиваемых фирмой в процессе взимания платежей, определение нужного уровня расходов по этой деятельности также представляет собой поиск оптимального компромисса. На этот раз компромисс должен быть достигнут между суммой расходов с одной стороны и сокращением стоимости потерь по безнадежным долгам и суммой экономии вследствие сокращения инвестиций в дебиторскую задолженность — с другой. Вычисления в данном случае будут такими же, как при определении целесообразности предоставления скидок за ранние платежи или потерь вследствие дефолта.

Поскольку качество любой дебиторской задолженности оценивается исключительно степенью вероятности ее своевременной оплаты, не существует фирмы, которая может позволить себе слишком долго ждать, прежде чем приступить к процедурам взыскания счетов дебиторов.

С другой стороны, начав делать это излишне быстро, вы рискуете разозлить относительно надежных клиентов, которые по той или иной причине не смогли вовремя произвести платежи. Независимо от того, к каким именно процедурам прибегает фирма, порядок их использования должен быть твердо определен. Так, обычно первой мерой является телефонный звонок, в ходе которого выясняются причины задержки платежа. Далее, как правило, должнику отправляется письмо, за которым, возможно, последуют дополнительные письма, все более и более серьез содержания. Иногда необходимостью становится звонок юриста фирмы, составленное и подписанное им письмо. В некоторых компаниях даже существует специальный штат сотрудников, в обязанности которых входит посещение клиентов, за которыми имеются просроченные счета.

Если же все эти мероприятия не приносят желаемого результата, счет может быть передан в специальное агентство, специализирующееся на взимании задолженностей. За свои услуги такие агентства берут довольно значительную плату, зачастую половину всей суммы дебиторских задолженностей, но нередко такая мера бывает единственной разумной альтернативой, особенно если речь идет о маленьких счетах. Прямые юридические действия обходятся очень дорого, нередко не достигают нужной цели и часто ведут к банкротству счета. Если платеж невозможно получить, как правило, следует искать какое-либо компромиссное решение, способное обеспечить наиболее высокий процент взыскания дебиторских задолженностей.

При определении своей кредитной политики и политики взыскания дебиторской задолженности фирме приходится принимать целый ряд решений относительно:

- качества акцептованного счета;

- продолжительности периода взыскания дебиторских задолженностей;

- размера предоставляемой скидки за ранние платежи;

- наличия каких-либо специфических условий, например сезонных датировок;

- уровня расходов по взиманию платежей.

В любом случае решение должно основываться на сравнении экономического эффекта, которого можно достичь благодаря изменению кредитной политики, с затратами, необходимыми для этих изменений. Оптимальной политикой считается та, в результате которой предельный доход фирмы будет равен ее предельным издержкам.

Чтобы обеспечить максимальный экономический эффект кредитной политики и политики взыскания дебиторских задолженностей, следует изменять их в комплексе, вплоть до нахождения оптимального решения. Таким решением определяется наиболее выгодная комбинация стандартов кредитоспособности, периода кредитования, политики в отношении скидок за ранние платежи, специальных условий и расходов, связанных с взиманием платежей. В отношении большинства переменных факторов обеих политик справедливо сказать, что экономический эффект до определенного момента увеличивается уменьшающимися темпами, после чего начинает уменьшаться по мере того, как политика фирмы варьируется от отсутствия каких-либо действий до экстремальных мер.

Так, если в фирме вообще отсутствуют какие-либо стандарты кредитоспособности (т.е. кредит предоставляется всем претендентам без исключения), объемы продаж достигают максимального уровня, но при этом значительно увеличивается сумма потерь по безнадежным счетам и альтернативные издержки, связанные с наличием очень большой дебиторской задолженности (вследствие длительного среднего периода их инкассации). При вводе определенных стандартов кредитования, после чего начинается отсев претендентов на предоставление кредита, доходы от реализации начинают падать, но при этом наблюдается также сокращение среднего периода взыскания счетов дебиторов и потерь по безнадежным долгам. Поскольку в начале эти два показателя сокращаются быстрее, чем объемы продаж, прибыль возрастает. Далее, по мере ужесточения стандартов кредитования, прибыль от реализации начинает сокращаться все с большей интенсивностью.

Однако средний период взыскания дебиторской задолженности и потери по безнадежным долгам сокращаются с постоянно убывающей скоростью. Со временем уничтожается все меньшая и меньшая доля рисков, связанных с невозвратными кредитами. В результате комбинации всех этих факторов общий экономический эффект вследствие ужесточения стандартов кредитоспособности с постоянно уменьшающейся интенсивностью увеличивается до определенного момента, после чего начинает сокращаться. Анализ, представленный вашему вниманию в нескольких последних разделах, намеренно носит довольно общий характер, поскольку его цель заключалась в объяснении базовых, исходных концепций кредитной политики и политики взыскания счетов дебиторов. Совершенно очевидно, что решение относительно любой из этих политик должно приниматься на основе более точной и детальной оценки, чем та, которая была представлена в описанных выше примерах. Несомненно, что более или менее точно оценить, насколько повысится спрос и насколько замедлится процесс взыскания счетов дебиторов в результате ослабления стандартов кредитоспособности, очень сложно. И тем не менее, если управленческий персонал стремится максимально правильно оценивать текущую политику фирмы, он обязан уметь выполнять приблизительную оценку этой зависимости.