Анализ преимуществ и недостатков различных процедур разрешения

По вопросу “о возможности вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности” действует Римская конвенция 1952 г. (35 участников, в т.ч. СССР), в 1958 г. к ней был принят Монреальский протокол. В области борьбы с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации действуют: Токийская конвенция 1663 г., Гаагская конвенция 1970 г., Монреальская конвенция 1971 г. Существует ряд других, более локальных соглашений по вопросам регулирования международного воздушного права между отдельными странами, не являющимися членами ИКАО (международной организации гражданской авиации).

Вопрос о внутренних воздушных перевозках регулируется законодательными актами каждой страны.

В нашей стране созданы юридические предпосылки для развития страхования ответственности авиаперевозчиков. С 1 апреля 1997 г. вступил в силу Воздушный кодекс РФ. Он обязывает перевозчика страховать свою ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, кроме того за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам. Страховая сумма на каждого пассажира при причинении вреда его жизни и здоровью определена в размере не менее тысячи минимальных размеров оплаты труда на день продажи билета. Багаж должен быть застрахован на сумму не менее двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа, а вещи, находящиеся при пассажире,- в размере не менее десяти минимальных размеров оплаты труда.

Перевозчик должен также страховать ответственность перед грузовладельцем за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза в период перевозки на борту воздушного судна. При этом страховая сумма не может быть менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных на момент выдачи грузовой накладной, за каждый килограмм груза.

Воздушным кодексом предусматривается и введение обязательного страхования ответственности владельца (перевозчик выступает в качестве такового) воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью или имуществу. При этом минимальная страховая сумма должна быть не менее, чем два минимальных размеров оплаты труда на момент заключения договора за каждый килограмм максимального взлетного веса воздушного судна. Однако перечисленные виды страхования проводятся сегодня только в добровольном порядке, что не позволяет в полной мере решить проблемы возмещения убытков лицам, пострадавшим при авиационных перевозках.

 

3. Сравнительный анализ различных компонентов СДС.

 

Вид СДС Краткое содержание Преимущества Недостатки
1. а) Обязательная. Все банки принимают участие в СДС в обязательном и установленном законом порядке. Полнота охвата обеспечивает равные гарантии клиентам разных банков, что создает в этом смысле равные стартовые возможности в межбанковской конкуренции. Ослабляет мотивацию клиентов в выборе самых надежных банков, увеличиваются издержки всех банков, которые они, очевидно. Будут закладывать в цену своих услуг.
1. б) Добровольная. Банки принимают участие в системе добровольно, на основе договора. Сглаживание противоречий между государством и банками при введении системы. Лишение части клиентов преимуществ СДС, особенно актуально в регионах с небольшим числом банков.
2. а) Императивная. Законодательным актом определены: правила и процедуры СДС, субъекты и объекты страхования, уровень платежей или механизм его определения, механизмы банкротства. Имеются гарантии стабильности самой СДС как со стороны ее финансирования, так и с точки зрения надежности вложения собранных средств, процедура банкротства осуществляется в законодательно очерченных рамках. Ограничена гибкость взаимоотношений СДС с банками и их клиентами как результат высокого уровня регламентирования.
2. б) Диспозитивная. Определение порядка страхования основывается в каждом конкретном случае на договорных началах. Гибкость и индивидуализация форм страхования. Неясность гарантий клиентам подрывает выполнение основных функций СДС.
3. а) Полная. Гарантируется страхование всех депозитов, внесенных в коммерческие банки. Предотвращает возможность изъятия вкладов в больших объемах в период кризиса банковской системы, повышает доверие к коммерческим банкам. Лишает вкладчиков мотивов интересоваться состоянием дел банка, и на этой основе принимать решения о вложении средств в тот или иной банк; может стимулировать более рискованную банковскую деятельность.
3. б) Ограниченная. Объем покрытия ограничен, ориентирована на защиту мелких вкладчиков. Защищает в основном население, одновременно сохраняя рыночную мотивацию у крупных депозиторов. Трудно реализовать в период сильной инфляции (определить порядок расчета базы минимального покрытия); исключает возможность полного решения банком проблемы страхования депозитов.
3. в) Дискреционная. Формально существует как ограниченная, но в периоды кризиса банковской системы объект страхования расширяется. Сочетание гибкости возможностей и четко определенных обязательств, имеется богатый опыт функционирования в США. Административный способ расширения объекта страхования.
4. а) Государственная. Учредителями СДС являются органы государственного управления и регулирования. Высокий статус СДС, возможность функционирования как неприбыльной организации, соблюдение мер контроля текущей деятельности. Вероятное недостаточно эффективное вложение средств фонда СДС (черта государственного сектора в принципе).
4. б) Частная. СДС учреждается частными коммерческими структурами. Потенциально наиболее прибыльное вложение собранных средств. Возможные противоречия между интересами прибыльности СДС и выполнением ею основных задач.
4. в) Смешанная. Уставной капитал формируется за счет взносов как органов государственного управления, так и коммерческими структурами. Расширение возможностей по формированию собственных средств СДС. Низкие стимулы для сторонних инвесторов при сохранении государством за собой контроля, в других случаях – см.п.4. б).
5. а) Фиксированные платежи. Банки делают взносы, привязанные, как правило, к застрахованной базе. Простота и ясность процедуры исчисления размера платежей, отсутствие трудностей в методологии оценки рискованности деятельности банка. Банки с различной степенью подверженности рискам делают одинаковые платежи.
5. б) Дифференциация по рискованности операций банка. Устанавливается шкала платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических или других показателей ликвидности и рискованности деятельности. Более обоснованно с точки зрения соотношения уровня риска, принимаемого банком и размером отчислений в фонд СДС. Трудности в оценке рисков, значимость которых меняется со временем, отсутствие опыта сбора и обработки балансов на базе среднемесячных данных.
5. в) Дифференциация по текущей величине фонды СДС. Ставки платежей могут меняться в зависимости от текущей достаточности фонда СДС. Создаются определенные гарантии достаточности фонда СДС. Теряется мотивация исполнительного аппарата СДС в эффективном вложении средств фонда; банки могут расплачиваться не только за собственные риски, но и за ошибки управления фондом (трудно будет разделить два эти фактора); то же, что 5. а).
6. а) Наличие открытой кредитной линии ЦБ. ЦБ открывает в пользу СДС кредитную линию, которой она может воспользоваться при недостаточности текущих средств фонда для осуществления основной деятельности. Создаются определенные гарантии постоянной платежеспособности СДС без привлечения для этого средств банков. Государство выделяет кредиты на покрытие потерь, связанных с недостатками в деятельности банков и (или) управлении фондом СДС, снижаются стимулы к эффективному вложению средств фонда его исполнительным аппаратом, возможное инфляционное влияние при использовании линии.
6.б)Без дополнительных государственных гарантий. Финансовые ресурсы фонда СДС ограничены поступлениями от собственной деятельности. Страховая деятельность осуществляется без дополнительной кредитной эмиссии. Зависимость платежеспособности СДС от эффективности руководства.

 

 

банковских банкротств при посредстве СДС.

 

Процедура банкротства Краткое содержание Преимущества Недостатки
1. Ликвидация банка. СДС принимает на себя все активы и пассивы банка-банкрота, проводит прямые выплаты застрахованным вкладчикам, после чего распродает активы, возмещая свои расходы (или их часть) и часть оставшихся требований к банку. Быстрота возмещения застрахованных депозитов, возможность выбора альтернативных форм продажи активов, сохранение у незастрахованных клиентов стимулов интересоваться состоянием дел банка. Потенциально большие издержки СДС, возможность злоупотреблений при выборе форм и цен продажи активов, большие сроки возмещения незастрахованных обязательств. Кроме того, ликвидируется “дело”, что негативно влияет на состояние межбанковской конкуренции.
2. Слияние с банком-покупателем. СДС определяет банк, который готов на определенных условиях принять на себя активы и пассивы банкротства с возмещением от СДС понесенных убытков. Равные условия для всех вкладчиков, поддержание доверия к банковской системе в целом, ликвидация плохих активов коммерческой структурой (банком-покупателем), сохранение, в основном, объема предложения банковских услуг на рынке. Относительно большие сроки процедуры из-за необходимости оценки активов и пассивов как СДС, так и банком, трудности в организации конкурентного выбора покупателя.
3. Оказание открытой помощи. 3.1. Выдача кредита или вклад в банк в случае проблемы ликвидности. 3.2. Покупка плохих активов в случае проблемы неплатежеспособности. 3.3. Предоставление сертификатов чистого капитала при небольшом сокращении уровня капитала в целях соблюдения установленных нормативов. Относительно безболезненные процедуры для всех вкладчиков, регулирование может быть оперативным и предотвратить банкротство, относительная дешевизна для СДС. Подрывает рыночную дисциплину и ответственность руководства банка, имеется возможность для злоупотреблений сотрудников СДС.
4. Создание “мостовых банков”. Создается временный “мостовой” банк, который за определенное время проводит окончательную ликвидацию банка с использованием процедур выплат и распродажи (см. п. 1.). Процесс банкротства растягивается во времени плюс то же, что и в п.1. То же, что п.1.
5. “Воздержание” в требованиях к капиталу банка. Введение определенных льгот по требованиям к капиталу, если трудности банка связаны с вложением в отдельные общественно значимые отрасли хозяйства (например, сельское хозяйство). Позволяет одновременно стимулировать определенные направления кредитной деятельности банков, относительно безболезненно для всех вкладчиков. Трудности в определении критериев предоставления льгот, поддержка рискованных вложений, решение проблемы затрагивает компетенцию ЦБ.