Анализ чувствительности
Конечная и возможно, наиболее существенная стадия финансового прогнозирования - это проверка исходных предположений, использованных при прогнозировании. Эта проверка называется анализом чувствительности. На этой стадии менеджер проверяет обоснованность своих выводов, варьируя предложениями.
Учитывая, что прогноз основан на мнении менеджера об основных тенденциях развития экономики, то для руководства предприятия именно эта стадия является важнейшей.
Для анализа чувствительности прогноза, необходимо обратиться к тем основным допущениям, которые были сделаны при составлении прогноза. Допущение считается основным, если оно оказывает существенное влияние на отчетность предприятия. После определения основных допущений их вновь используют в прогнозной документации, изменяя одно за другим, т.е. применяя метод последовательного элиминирования.
Затем проводятся исследования результатов при комбинации различных пар допущений.
Рекомендуют [16] начинать с данных о прошлом предприятия. Вычисление величин различных прежних уровней продаж и других компонентов отчетности позволяет получить полезную информацию для проведения анализа чувствительности.
По мнению Р.Холта [16], серьезность ситуации, требующей прогнозирования, - это единственный критерий того, насколько тщательно менеджер должен проверять “чувствительность” своих выводов и какой объем анализа ему необходим.
Для анализа чувствительности используется вычислительная техника, которая упрощает процесс анализа и делает его быстро реализуемым. Варианты расчетов легко генерируются, а результаты почти мгновенны.
Результаты анализа чувствительности, в конечном счете, рассматриваются с точки зрения уже имеющегося решения.
Анализ позволяет выявить определенный диапазон вариаций данных, за пределами которого решение - “да” может преобразоваться в решение “нет”, а также поможет определить минимальные доходы или денежный поток, необходимый для обеспечения исходного решения. Это граничные значения параметров, от которых зависит окончательный выбор решения, должны становиться предметом специального рассмотрения. Если необходимо, то они могут быть интерпритированы в категориях теорий вероятностей или как уровни риска принятия решений.
Разработка прогнозной документации предприятия, т.о., предполагает, что главные (старшие) менеджеры, принимающие решения, рассматривают проблему исходя из двух перспектив. При этом точного варианта прогноза развития предприятия может и не быть, но будет определенное множество всех тех вариантов развития, которые являются возможными с точки зрения здравого смысла. Такая основа принятия решения намного лучше, чем чисто теоретические предположения или принятия желаемого за действительное.