Морское страхование

Является комплексным страхованием. Включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски делятся на три группы:

- каско страхование судов (страхование морских транспортных и вспомогательных средств, их корпусов, машин и оборудования);

- страхование карго (страхование грузов);

- страхование ответственности судовладельцев.

Суда делятся на группы в зависимости от:

- их назначения (военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские, грузовые, служебные – буксиры, ледоколы, паромы; промысловые);

- района плавания (океанские, морского дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река-море, речные, озерные);

- материала постройки (деревянные, железные, спальные, смешанные или композитные, алюминиевые, медные);

- рода движения (парусные, колесные, винтовые);

- рода двигателя (ветровые, паровые, тепловые, электрические, атомные);

- направления совершаемых рейсов (линейные – совершают регулярные рейсы и обслуживают определенные порты, трамповые – осуществляют коммерческие рейсы в любых направлениях).

Большинство судов строится под надзором специальных классификационных учреждений, главная задача которых следить за тем, чтобы суда были мореходными или подходили для перевозки тех грузов, для которых они предназначаются. Затем всем судам присваивается определенный класс и выдаются мерительные свидетельства. Классификационные освидетельствования проводятся с определенной периодичностью в зависимости от классификационного общества (Ллойдовский регистр британских и иностранных судов, Российский морской регистр судоходства и т.д.)

При заключении договора страхования учитываются характеристики судов (вместимость, плавучесть, остойчивость), их класс, возраст, флаг, страна регистра. Остойчивость – способность возвращаться в прежнее положение.

Страховые случаи:

1)гибель;

2)повреждение;

3)пропажа застрахованного судна в результате:

- тяжелых погодных условий, затопления и опрокидывания судна, столкновения с другими судами, контакта с плавучими и неподвижными объектами, касания грунта и посадки на мель;

- пожара, взрыва;

- преднамеренного выброса за борт имущества;

- столкновения с наземными видами транспорта, оборудованием или сооружениями гаваней, доков;

- происшествий при погрузке, выгрузке или смещении груза;

- взрыва котлов, скрытых дефектов машин или корпуса судна;

- столкновения со средствами воздушного транспорта.

Ответственность страховщика обычно наступает по следующим группам рисков:

- гибель или повреждение застрахованного судна;

- повреждение застрахованного судна;

- полная гибель судна;

- полная гибель судна, включая расходы по спасанию.

Не производится страховая выплата, если пропажа, гибель или повреждение судна произошли вследствие:

- износа, ветхости судна, коррозии его частей, машин, оборудования;

- эксплуатации судна в условиях, не предусмотренных его классом;

- швартовых и грузовых операций в море с другим судном, не стоящим на якоре;

- ареста судна по вине судовладельца, арендатора, в т.ч. в связи с наличием задолженности;

- актов терроризма;

- известной страхователю немореходности судна до выхода судна в рейс.

Обычно не покрываются страхованием:

- убытки вследствие пиратских действий,

- расходы по содержанию судна и экипажа,

- косвенные убытки страхователя,

- убытки от потери фрахта,

- убытки и расходы, связанные с удалением остатков застрахованного судна, причинением ущерба окружающей среде, здоровью людей и имуществу третьих лиц.