Тема Налоговая политика

 

 

1 Налоговая политика государства, ее место в регулировании экономики.

2 Формы налоговой политики.

3 Цель и задачи налоговой политики.

 

1 Налоговая политика государства, ее место в регулировании экономики.

 

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного Управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование,
структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и Другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод
государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем ме-
годы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному про-
цессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаясь к ним.

Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.

В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

В зависимости от состояния экономики, целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.

 

2 Формы налоговой политики.

 

Выделяют несколько формы налоговой политики.

Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше
финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой поли-
ки. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически ника-
ких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика прово-
дится государством, как правило, в экстраординарные моменты его раз-
вития, такие, как экономический кризис, война. Подобная налоговая по-
литика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с
первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г.

Другой формой проявления налоговой политики является политика
экономического развития, когда государство в максимально возмож-
ных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные
интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государ-
ство, ослабляя налоговый прессинг для предпринимателей, одновремен-
но сокращает свои расходы в первую очередь на социальные програм-
мы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том,
чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование
инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприят-
ного налогового климата. Такая политика проводится в то время, ког-
да намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономичес-
кий кризис. Подобные методы налоговой политики были использованы,
в частности, в США в начале 80-х гг. XX в., получившей название
«рейганомика».

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов пред-
ставляет собой нечто среднее между первой и второй формами. Суть ее
состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения
как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной
социальной защите граждан, наличии значительного числа государствен-
ных социальных программ.

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед
ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический
характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - нало-
говая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных
задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития нало-
говой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из
экономической, финансовой, а также социальной стратегий соответству-
ющего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и по-
этому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии налоговая тактика направлена на
достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая
их достижение путем своевременного изменения элементов налогового
механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с
другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой меха-
низм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия созда-
ет благоприятные возможности для решения тактических задач.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие поня-
тия, как «субъекты налоговой политики», «принципы формирования»,
«инструменты», «цели» и «методы».

Субъектами налоговой политики в зависимости от государственно-
го устройства выступают Федерация, субъекты Федерации (земли, рес-
публики, входящие в Федерацию, области и другие) и муниципалитеты
(города, районы и другие).

В Российской Федерации субъектами нало-
говой политики являются Федерация, республики, края, области, авто-
номные области, города федерального значения - Москва и Санкт-
Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы
в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым
суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым за-
конодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалите-
ты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня регио-
нальных и местных налогов, установленного федеральным налоговым
законодательством. Вместе с тем им предоставляются широкие полно-
мочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преферен-
ций, а также налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъек-
ты могут воздействовать на экономические интересы налогоплатель-
щиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее
выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики
региона в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

В целом указанные факторы обусловливают основные направления налоговой политики, ее социальный характер и структурные элементы.

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно
развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производ-
ства товаров, работ и/или услуг, инвестиционную активность, каче-
ственный рост экономики. Благодаря комплексному применению прин-
ципов построения налоговой системы осуществляется реальное струк-
турное и социальное реформирование экономики. В период кризиса
налоговая политика через использование указанных принципов способ-
ствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисно-
го состояния.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей,
которых стремится достичь государство, проводя налоговую политику.
В современной мировой практике наиболее широкое распространение
получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налого-
плательщика, замена одних способов или форм налогообложения други-
ми, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей
системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и пре-
ференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

 

 

3 Цель и задачи налоговой политики

 

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и непод-
вижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов,
важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуа-
ции в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели
налоговой политики в значительной мере обусловлены также социаль-
но-экономическим строением общества, стратегическими задачами раз-
вития экономики страны, международными финансовыми обязательства-
Ми государства. Поэтому при выработке налоговой политики государ-
ство преследует следующие цели

Экономические цели - повышение уровня развития экономики, ожив-
ление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности,
ликвидация диспропорций.

Фискальные цели - обеспечение потребностей всех уровней власти в
финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и со-
циальной политики, а также выполнения соответствующими органами
власти и управления возложенных на них функций.

Социальные цели - обеспечение государственной политики регулиро-
вания доходов, перераспределение национального дохода в интересах
определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Международные цели - выполнение международных финансовых
обязательств государства, укрепление экономических связей с другими
государствами.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется через
налоговый механизм. Именно он признан в настоящее время во всех стра-
нах основным регулятором экономики. Налоговый механизм представ-
ляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов
управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования
налогового механизма является налоговое законодательство, которое
определяет совокупность налоговых инструментов.

Участие государства в регулировании экономики при проведении
налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инст-
рументов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговые санкции,
налоговая база и некоторые другие. Государство применяет при этом как
прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструмен-
тов.

Важным средством осуществления политики государства в области
регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет про-
цент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является
величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего
массива налогового законодательства, а лишь корректируя установлен-
ные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эф-
фект от проведения налоговой политики достигается за счет дифферен-
циации налоговых ставок для определенных категорий налогоплатель-
щиков в отдельных регионах, отдельных отраслях и предприятиях. Ставка
налога обеспечивает относительную мобильность финансового законо-
дательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить
смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Роль налоговой ставки для осуществления государственной полити-
ки состоит в возможности использования различных ставок налогов: про-
порциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существен-
ное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью
которых регулируется не только уровень доходов различных категорий
налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных
уровней.

Благодаря налоговым ставкам единая централизованная налоговая
система является достаточно гибкой, что обеспечивается за счет уточне-
ния ставок налогов и приведения налоговой политики в соответствие с
реальной экономической конъюнктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации
налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с
тем, что соответствующим категориям физических и юридических лиц,
отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено
полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой политики способствует также и то,
что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и
разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с
видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льго-
ты, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систе-
матизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях,
когда есть заинтересованность государства в развитии предприниматель-
ской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стиму-
лировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предприни-
мательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы,
государство прежде всего активизирует воздействие налогового регуля-
тора на различные экономические процессы. Формы и способы предо-
ставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наибо-
лее используемым формам налоговых льгот следует отнести: полное или
частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от нало-
гообложения, отнесение убытков на доходы будущих периодов, приме-
нение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное
Или частичное) на определенный вд деятельности или дохода от такой деятельности, освооождение от налога отдельных социальных групп, от-
срочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее частый объект налогового стимулирования - инвестицион-
ная деятельность. Во многих государствах (в России до 2002 г.) полнос-
тью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направ-
ляемая на эти цели. Нередко в целях стимулирования инвестиционной
активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и
запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предус-
матривается создание специальных инвестиционных фондов, не облага-
емых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются созда-
ние малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-
технические разработки, имеющие фундаментальное значение для даль-
нейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется
создание новых высокотехнологичных импортозамещающих произ-
водств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для
мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют целью смягчение послед-
ствий экономических и финансовых кризисов.

Для поощрения концентрации капитала, обновления производствен-
ных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности госу-
дарство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа
или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогопла-
тельщиков от уплаты налогов на определенный период получило назва-
ние «налоговые каникулы».

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практику-
ется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы следую-
щего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляете^
налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позво-
ляет в рамках их баланса проводить взаимозачет убытков и прибылей.
Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям
налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым по-
купателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в
зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, на-
ходящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты
земельного налога или устанавливается льготное налогообложение при-
были государственной корпорации и другие. Иногда налоговые льготы
устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирова-
ния иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остро-
той поставил вопрос об упорядочении предоставления различных нало-
говых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня на-
логовых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вслед-
ствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых
поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых
ставок.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип
равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их
деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных
сферах экономики.

Использование налоговых льгот или преференций, является характер-
ным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стиму-
лирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой
которых служит доход или прибыль, используется государствами, как пра-
вило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, сти-
мулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы
страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном
сроком на 3-5 лет. В российской налоговой практике в самом начале эко-
номических реформ (в первой половине 90-х гг.) предусматривалось пол-
ное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных
предприятий с иностранным капиталом, что способствовало притоку в стра-
ну прямых иностранных инвестиций. Гораздо дольше существовала льго-
та малым предприятиям, которые освобождались от налога на прибыль
полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в
течение двух последующих лет. Под льготное налогообложение во многих
странах подпадает прибыль, направляемая на выполнение научно-иссле-
довательских и опытно-конструкторских работ. Льготами по уплате нало-
гов нередко имеют право пользоваться организации инвалидов, предприя-
тия, использующие на производстве наемный труд представителей соци-
ально уязвимых групп населения. Российское налоговое законодательство
предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвести-
ционный налоговый кредит, представляющий собой направление налогов
в течение определенного договором времени не в бюджет, а на инвестиции
данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налого-
вое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для
определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает
избирательность и гибкость применяемых форм государственного регу-
лирования экономики. В частности, в этом случае используются такие
экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амор-
тизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифферен-
цированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уплаты налога,
создание свободных от налогообложения различных резервных, инвес-
тиционных и иных фондов и другие конкретные виды налоговых льгот,
преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов
Для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в
общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональ-
ных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически
Развитых странах получила практика предоставления права регионам и
муниципалитетам устанавливать надбавки к общефедеральным налогам.

Важным элементом налогового механизма являются налоговые сан-
кции. Они, с одной стороны, являются инструментом в руках государства, нацеленным на обеспечение безусловного выполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой - нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования.
Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использова-
ния налогового механизма, так как непосредственно не воздействуют на
эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определя-
ется эффективностью работы контролирующих органов.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструмен-
том налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увели-
чение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий
налогоплательщиков, что создает дополнительные стимулы или, наобо-
рот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проек-
тов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусматривает, в
частности, различные виды формирования налоговой базы, связанной с
амортизационными отчислениями. В основном на практике используют
нормативную, пропорциональную и ускоренную амортизацию. Разреше-
ние осуществлять ускоренную амортизацию, т.е. списывать стоимость
основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах,
а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издер-
жек производства и соответственно к снижению отражаемой на счетах
прибыли, а значит, и налоговых выплат. Вместе с тем этот вид амортиза-
ции способствует созданию условий для роста инвестиционной активно-
сти. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списы-
вать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во мно-
гих странах осуществлен переход к использованию неравномерного
метода амортизационных списаний: в первый год-два списывается наи-
большая часть стоимости, а по отдельным видам оборудования прово-
дится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Безусловно, изменения в налоговой политике в значительной степени
отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и
идеологии государства.

Налоговая политика государства имеет все же относительно само-
стоятельное значение. Кроме того, от результатов проводимой налого-
вой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы
вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Имея относительную самостоятельность, налоговая политика долж-
на строиться на основе научной теории налогов. Без этого она становит-
ся схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок.

Между тем теория налогов в свою очередь развивалась и совершен-
ствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, рас-
ширения его функций и усиления воздействия на развитие экономики.
Длительное время преобладала классическая теория налогообложения,
в соответствии с которой налогам отводилась чисто фискальная роль
пополнения доходов государства.

Основоположником научной теории налогообложения принято считать
А. Смита. Он дал определение понятия налоговой системы, сформулировал необходимые условия для ее формирования и выдвинул четыре основных
принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уп-
латы и дешевизна налогового администрирования. Дальнейшее развитие
учение А. Смита получило в трудах видных западных экономистов того
времени - Д. Рикардо, Дж. Милля и др. Вместе с тем все теоретические рас-
суждения и научная полемика тех лет сводились, как правило, к тому, что
выполнение налогами их основного предначертания - пополнения государ-
ственной казны - осуществлялось бы на принципах равенства и справед-
ливости. Естественно, что подобное теоретическое обоснование роли и мес-
та налогов не могло не измениться в силу происходившего в течение многих
десятилетий и даже столетий усложнения экономических отношений и свя-
занной с этим необходимости усиления регулирующей роли государства.
Вследствие этого появились новые научные теории налогообложения, среди
которых наиболее существенную роль в формировании налоговой полити-
ки стран с развитой рыночной экономикой сыграли два основных направ-
ления экономической мысли: кейнсианское и неоклассическое.

Основоположником кейнсианской теории налогообложения является
английский экономист Дж. М. Кейнс, изложивший ее основные положе-
ния в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Дж. М. Кейнс в
своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в про-
цессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях.

Концепция Дж. М. Кейнса исходит из того, что высокие темпы разви-
тия экономики должны базироваться на расширении емкости рынка и свя-
занном с ним увеличении массового потребления. Исходя из этого вмеша-
тельство государства осуществляется по линии достижения эффективного
спроса. В отличие от своих предшественников, считавших основой нацио-
нального богатства одну лишь бережливость, Дж. М. Кейнс отвел важную
роль в достижении этой цели еще и предприимчивости. Согласно его тео-
рии экономический рост зависит от наличия достаточных сбережений, но
только в условиях полной занятости. В противном случае даже наличие
достаточных сбережений не гарантирует роста производства, поскольку
они в этом случае являются пассивным доходным источником и не исполь-
зуются в качестве инвестиционного источника. Серьезная роль, по мне-
нию Дж. М. Кейнса, в регулировании этих процессов должна отводиться
налогам. Для того чтобы сбережения стали генератором экономического
роста, их надо изымать с помощью налогов и через бюджетную систему
использовать в качестве ресурса для инвестиций. Исходя из этого посту-
лата основоположник кейнсианства обосновал необходимость достаточ-
но высоких и прогрессивных ставок налогообложения. По его мнению,
прогрессивная налоговая система должна стимулировать производителя
Для принятия рисковых решений в области инвестиций. Кроме того, низ-
Кие налоги уменьшают поступления в государственную казну и обостря-
Ют тем самым экономическую неустойчивость.

Таким образом, согласно теории Дж. М. Кейнса налоги должны играть
в системе государственного регулирования важнейшую роль. Высокие
налоги стимулируют экономическую активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь «встроенными механизмами гибкости».

Экономическая теореия Кейнса имела большое прикладное значение. В частности, она использовалась английским правительством в первой половине XX в., особенно перед Первой мировой войной.

В противоположность кейнсианской теории разработанная рядом эко-
номистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лу-
касом, неоклассическая модель иначе рассматривает роль государства в
регулировании рыночной экономики. Неоклассическая теория исходит из
того, что государство должно обеспечивать устранение препятствий, ме-
шающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку,
по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регули-
ровать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия.
Таким образом, указанная теория в отличие от кейнсианской отводит го-
сударству достаточно пассивную роль в регулировании экономических
процессов. Исходя из этого согласно данной теории должна строиться и
налоговая политика. Налоги должны быть минимальны, и одновременно
корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы.
В противном случае, следуя этой теории, высокое налоговое бремя будет
сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение
корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится
обновление производственных фондов и начнется спад в экономике. Сдер-
живающая налоговая политика позволит рынку самостоятельно обеспе-
чить высокие темпы развития и соответственно значительно расширить
налоговую базу, а также увеличить доходы государства при минималь-
ных налогах и максимальных налоговых льготах.

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выво-
ды. Налоговая политика представляет собой совокупность государствен-
ных мер, направленных на обеспечение финансовых потребностей государ-
ства и развитие национальной экономики. Основными формами налоговой
политики являются: политика максимальных налогов, политика экономи-
ческого развития и политика разумных налогов. Стратегия и тактика на-
логовой политики неразрывно связаны и одновременно имеют существен-
ные отличия. Налоговая политика должна быть направлена на достиже-
ние экономических, фискальных, социальных и международных целей.

 

 

Контрольные вопросы

 

К каким методам государственного регулирования относится налоговая политика?

Что представляет собой налоговая политика?

Раскройте содержание и перечислите формы налоговой политики.

Чем отличаются налоговая стратегия и налоговая тактика?

Каковы основные субъекты налоговой политики государства?

Каковы основные принципы построения налоговой системы?

Какие бывают методы осуществления налоговой политики государства?

Какие цели преследует государство, осуществляя налоговую политику?

Какие основные инструменты использует государство для реализации налоговой политики?

Какая существует связь между научной теорией налогов и налого-
вой политикой государства?

Какую роль отводила налогам классическая теория налогообложения?

Чем различаются кейнсианская и неоклассическая теории налогообложения?