Экономические денежно-кредитные рычаги регулирования

а) Ставка рефинансирования Центробанка (учетная ставка). ЦБ РФ наряду с функциями эмиссии денег (выпуск), надзора за финансовой деятельностью коммерческих баков осуществляет установление размера ставки рефинансирования, под которой понимают тот процент, под который ЦБ выделяет кредиты, необходимые для стабильной деятельности коммерческим банкам.

Очевидно, что размер ставки рефинансирования ЦБ определяет в конечном итоге ставку кредитования коммерческими банками предприятий. В настоящее время ставка рефинансирования ЦБ~10%. Это означает, что размер коммерческого кредита больше на величину прибыли и текущих затрат коммерческих банков, надбавки за риски и годового темпа инфляции (всё в процентах, см. формулу 5.3). Высокая ставка коммерческого кредита затрудняет инвестиционную деятельность предприятий.

б) Резервы финансовых организаций, хранимых в ЦБ. Поскольку, как свидетельствует практика, часть банков в ряде случаев выходит на грань неплатежеспособности (финансовый кризис 1998г., июль 2004г., 2009-2010гг.), ЦБ для расчетов по обязательствам обанкротившихся коммерческих банков, особенно в части их обязательств в отношении населения, понуждает коммерческие банки взносить на специальные счета ЦБ резервные суммы, в счет которых может быть произведена компенсация потерь вкладчиков в случае банкротства банка.

в) Операции на рынке ценных бумаг. Предприятия и организации в случае наличия у них свободных средств, особенно в случаях планового накопления средств для инвестирования, могут участвовать на рынке ценных бумаг, приобретая акции, облигации.

г) Эмиссия денег и государственных обязательств.

Государство (ЦБ) отслеживает соответствие массы денежных знаков (средств), находящихся в обращении. При этом при увеличивающихся темпах развития производства увеличивается потребность в массе денег на внутреннем рынке, тогда Центробанком осуществляется эмиссия их (включается «печатный станок»).

Кроме того, государство может иметь необходимость в целях активизации своего участия в Инвестиционной деятельности, произвести займ недостающих средств у предприятий (как правило) и физических лиц, путем выпуска государственных обязательств (облигаций).

д) Ускоренная амортизация. В развитых рыночных экономиках государство разрешает предприятиям устанавливать более короткие, чем нормативные, сроки амортизации. Такая политика называется ускоренной амортизацией. Очевидно, что при сокращении сроков службы основных фондов размер и доля амортизации в себестоимости увеличивается и настолько же уменьшается прибыль. В результате государство сознательно идет на уменьшение поступления налога с прибыли в бюджет. Однако смысл политики ускоренной амортизации заключается в стимулировании скорейшего обновления производства на базе достижений НТП. В этом случае прибыль предприятий после их обновления увеличивается, а с неё увеличивается и будущее поступление средств в бюджет в виде налога на прибыль.

е) Самофинансирование. Механизм самофинансирования предприятиями инвестиционной деятельности ещё плохо функционирует. Главная причина этого в том, что накопления предприятий (амортизации и чистой прибыли) обесцениваются инфляцией. В результате рост цен на машиностроительную продукцию (технологические линии, оборудование, транспортные средства) значительно опережает накопления предприятий. Поэтому на замену изношенной морально и физически техники собственных средств не хватает. Дополнение недостающего капитала за счёт заёмных источников (банков, инвестиционных, пенсионного, страховых фондов и др.) невозможно из-за ограниченности их финансовых ресурсов и крайне высоких кредитных ставок, непосильных для возмещения их предприятиями. Как результат - нарастание доли оборудования с просроченными сроками полезного использования. В составе действующего оборудования: в возрасте 16-22 лет – 22%, в возрасте свыше 20 лет – 52%. Таким образом, 74% парка промышленного оборудования нуждается в скорейшей инновацион6ной замене, которая в сегодняшних условиях финансовыми ресурсами не обеспечена.

ж) Кредит. Эта форма долгосрочного финансирования инвестиций, учитывая его возвратность, платность и срочность, в наибольшей степени соответствует характеру рыночных отношений. Массовое кредитование реального сектора экономики сдерживается, во-первых, непосильно высоким для предприятий ставкой кредита (до 30%), во-вторых, большим разрывом между кредитными ставками и фактической рентабельностью активов в отраслях промышленности (10-15%), в-третьих, скудостью финансовых ресурсов отечественной финансовой системы. Общеизвестно, что каждый из трёх ведущих коммерческих банков США, Японии, Германии располагает капиталом, превышающим ресурсы всех коммерческих банков (около 1 тыс. банков) нашей страны. В итоге, заёмные средства в инвестициях России не превышают 10%.

з) Лизинг как своеобразная форма товарного кредита нашел признание в постсоветской экономике. Он даёт возможность предприятиям получить прогрессивное оборудование для технического перевооружения производства без значительных единовременных затрат, постепенно возмещая стоимость оборудования в виде арендной платы за счёт амортизации, оплачивая проценты за счёт многократно возросшей чистой прибыли и имея право в конечном итоге выкупить арендуемую технику у владельца. В развитых рыночных экономиках доля лизинга составляет 20-25%, в нашей стране около 8% инвестиций в основной капитал. Неразвитость этой исключительно эффективной формы финансирования технического перевооружения предприятий, в котором так остро нуждаются наши предприятия, объясняется всё той же нехваткой капитала в финансовой системе страны и отчасти организационной вялостью коммерческих и государственных финансовых структур.

С точки зрения владельцев капитала большим преимуществом лизинга является предоставление кредита не в виде денежных средств, а в виде оборудования, с которым (как с деньгами) за границей не исчезнешь, и которое до полного выкупа находится в их собственности.