Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности

Предпринимательская инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить эти процессы. Рыночная экономика несмотря на все положительные черты не способна автоматически регулировать предпринимательскую инвестиционную деятельность. А также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды, и не поддерживает не защищенные слои населения.

Частный бизнес не заинтересован вкладывать деньги в такие проекты, которые не приносят достаточно прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы.

Прирегативой государства является поддержание порядка и национальной безопасности страны, что будет являться основой для развития инвестиционной деятельности. Таким образом экономика страны не будет нормально развивать инвестиции не будет нормально вкладываться, если государство не обеспечивает соответствующие условия.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует:

-экономические (косвенные);

-административные (прямые)

методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, а также путем проведения определенной экономической, а в том числе и инвестиционной политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления снижается, но никогда не прекращается.

Основное правило регулирования – так воздействовать на предпринимательскую инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

В большей степени этому правилу соответствуют экономические методы воздействия государства. Основные экономические рычаги государства для регулирования экономики в том числе для инвестиционных процессов:

-налоги;

-участие государства в инвестиционной деятельности;

-создание свободных экономических зон;

-перераспределение доходов и ресурсов;

-ценообразование;

-создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;

-кредитно-финансовые механизмы.

Административные или методы прямого воздействия должны использоваться государством в том случае, если экономические методы не приемлемы или не достаточно эффективны при решении той или иной задачи.

С целью создания нормальных условий для предприятий и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, ценовую, амортизационную, научно-техническую, кредитно-финансовую и другие виды политики при реализации которых государство использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совместительства нормативно-законодательной базы, особое значение имеет федеральный закон « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемых в форме капитальных вложений». В этом законе изложены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Сущность их следующая:

1) Государственное регулирование инвестиционной деятельности ведется органами власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.

2) Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривают:

а) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем совершенствования систем налогообложения, начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

б) установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;

в) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов. Порядок предоставления гарантий определяется правительством РФ и органами исполнительной власти соответствующих субъектов;

г) размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития) и средств бюджетов субъектов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение средств осуществляется на возвратной и срочной основе с уплатой процентов в размерах определенных в федеральном бюджете или бюджете субъекта РФ на соответствующий год. Либо на условиях закрепления государственной собственности части акций. Порядок размещения на конкурсной основе средств бюджета определяется правительством бюджета РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ;

д) проведение экспертизы инвестиционных проектов;

е) защиты российских организаций от поставок морально устаревших материалоемких и ненаукоемких технологий оборудования и материалов;

ж) защиты интересов инвесторов;

з) разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

и) выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов, вовлеченных в инвестиционный процесс, временно приостановленных и законсервированных строек и объектов находящихся в государственной собственности;

к) предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов, аукционов и конкурсов.

3) Государственное регулирование может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством РФ.