Факторы, определяющие величину цены
Все многообразие факторов, влияющих на образование цен, современная экономика делит на три группы:
1) базовые (неконъюнктурные);
2) конъюнктурные;
3) регулирующие.
Базовыми факторами в условиях товарного рынка являются различные затраты - внутрипроизводственные и внепроизводственные. Изменение цен под воздействием этих факторов происходит в том же направлении, что и изменение затрат.
Конъюнктурные факторы вытекают из изменчивости рынка и зависят от макроэкономических условий, потребительского спроса и т. п.
Регулирующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику.
Перечисленные факторы могут способствовать как повышению, так и снижению цен (таблица 1).
Кроме того, факторы ценообразования подразделяют на внешние и внутренние.
Группа внутренних факторов включают в себя:
эффективность рекламной деятельности;
специфику, степень уникальности и уровень качества производимой на продажу продукции;
степень совершенства производимого процесса и себестоимость единицы, продукции;
ориентация производителя на один или на несколько рыночных сегментов;
характер и специфика жизненного цикла продукции;
гибкость и мобильность производственного процесса;
длительность продвижения товара по цепочке между производителем и потребителем;
организация и уровень сервиса перед продажей, во время продажи и в послепродажный период;
имидж и авторитет производителя на внутреннем и внешнем рынке.
Группа факторов, называемых внешними, включают в себя:
степень политической стабильности в стране, где производится товар;
степень политической стабильности в странах, где производится сбыт продукции;
наличие или отсутствие на рынке трудовых, материальных или иных ресурсов;
характер и принципы государственной экономической политики;
уровень, темп изменения и другие динамические характеристики инфляции;
масштабы и сегментация рынка;
объем рынка и характеристики фактически существующего и перспективного покупательского спроса;
наличие, уровень и характер конкуренции на рынке однородной продукции.
Совокупное воздействие этих факторов, в конечном счете, приводит к установлению цен, обеспечивающих сбалансированность экономической деятельности. Это достигается способностью свободного рынка к саморегулированию.
Следует отметить, что в условиях рынка различают индивидуальный и совокупный спрос (предложение).
Индивидуальный спрос (предложение) - это спрос (предложение) отдельного лица, предприятия, объединения, семьи и др.
Совокупный спрос (предложение) - это спрос (предложение) на рынке в целом, вплоть до региона, отрасли, определенной категории покупателей (продавцов) или даже национальной экономики в целом.
На цены в большой степени влияет окружающая маркетинговая (в том числе финансово-экономическая) среда. Сюда относятся условия кредита, изменение покупательной способности денежной единицы, наличие в стране золотовалютных резервов, соотношение между количеством товаров и общей массой денег, девальвация и слухи о ней, конкурентная среда и др.
На уровень цен, устанавливаемых фирмой - производителем (продавцом), значительное влияние оказывает выбор круга потребителей, которым адресуется данный товар. Лица, определяющие допустимый уровень цен на выпускаемую предприятием продукцию, должны учитывать особенности каждой категории потребителей. В зарубежной и отечественный экономической литературе покупателей по их отношению к цене, установленной на товар, принято разделять на четыре категории:
покупатели, внимательно следящие за качеством и ассортиментом предлагаемых товаров, с одной стороны, и их ценами, с другой;
покупатели, реагирующие на «имидж» товара, на обслуживание и отношение к себе;
покупатели, готовые заплатить заведомо более высокую цену с осознанной целью поддержать те или иные определенные фирмы-производители;
покупатели, в первую очередь обращающие внимание не на цену, а на потребительские свойства приобретаемого товара.
Рольгосударства сводится к регулированию цен весьма ограниченного круга товаров. Прежде всего, это относится к товарам и услугам, имеющим монопольный характер, а также к товарам, определяющим общий масштаб цен и непосредственно влияющим на социальную обстановку. Примером такого рода могут служить отпускные цены на энергоносители или железнодорожные тарифы, которые устанавливаются их собственниками, а государство осуществляет свои регулирующие функции косвенным путем. Например, оно может устанавливать общие правила и принципы ценообразования или же определять лимиты на уровень рентабельности. Рыночный механизм ценообразования гибко сочетается с механизмом государственного регулирования цен. Цены в долговременном плане образуются на основе затрат, необходимых для производства данного товара. В текущем же плане цена на конкретный товар (то есть денежная сумма, которую покупатель готов за него заплатить) формируется под воздействием рыночной ситуации и может изменяться.
Государственное управление ценами осуществляется несколькими способами.
Помимо прямого назначения цен, которые государство, как уже говорилось, осуществляет лишь применительно к некоторым товарам, могут быть установлены минимальный и максимальный уровни цен на определенные виды товаров. Фактические же размеры цен определяются из условия рыночного равновесия. В первом случае может возникнуть (во не обязательно возникает) избыток товара, а во втором - недостаток товара.
Наконец, в условиях развитой рыночной экономики государство может противостоять так называемому горизонтальному и вертикальному фиксированию цен.
В первом случае имеется в виду предотвращение сговора производителей товара, а также лиц, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Фиксированные цены, установленные в результате такого сговора, независимо от степени их обоснованности, признаются незаконными со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вертикальная фиксация цен возникает в том случае, когда оптовик требует продажи своего товара по установленным им ценам. Таким образом, розничные цены устанавливаются свыше, а не определяются условиями рынка. Однако производители и оптовые торговцы должны предлагать свой товар разным покупателям на одних и тех же условиях.
Государство также принимает меры для защиты мелкого бизнеса от подавления со стороны крупных предприятий, которые могут позволить себе временно продавать продукцию ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Особенно это относится к таким продуктам повседневного спроса, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки и др.