Функции, выполняемые ценами

Цены играют весьма значительную, а зачастую и решающую роль в движении товаров и во влиянии этого движения на общее состояние экономики.

Роль цены в регулировании экономики проявляется через ее функции. Понятие "функция" означает внешнее проявление свойств какого-либо объ­екта в данной системе отношений. Функция есть способ реализации в реаль­ной действительности сущности экономической категории.

Поскольку товар - это продукт, услуга, поставленные на рынок для продажи (обмена), то товар имеет цену, денежную стоимость. Главная функция цены в этом случае - быть мерой стоимости товара.

Среди функций цены можно выделить следующие:

1. учетную;

2. стимулирующую;

3. распределительную;

4. функцию балансирования спроса и предложения;

5. функцию цены как критерия рационального размещения производ­ства;

6. измерительную и соизмерительную;

7. социальную;

8. внешнеэкономическую.

Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содер­жания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Иными словами, цены выполняют ряд функций, свойственных только им. Общие функции цен можно считать присущими каждой из конкретных разновидностей цен.

С ценами и их изменением связаны структура и объем потребления благ и услуг, Расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

Цена выступает в роли обязательного инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Различные функции цены находятся в тесном взаимодействии. Эта связь может быть как взаимодополняющей, так и противоречивой. Так, стимулирующая функция цены может действовать в том же направлении, что и функция балансирования спроса и предложения. Это происходит в том случае, когда высокая продажная цена способствует повышению производства товаров, пользующихся высоким спросом. Наоборот, низкая продажная цена вызывает сокращение производства товаров, не пользующихся спросом. Это также ведет к балансировке спроса и предложения.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Надо заметить, что функция учета может действовать в направлении, противоположном всем остальным функциям цены. Это объясняется тем, что в условиях рынка фактически складывающиеся продажные цены зачастую значительно превышают или, наоборот, оказываются ниже реальных затрат на производство и реализацию данного товара.

Поэтому роль и влияние цен в каждом конкретном случае выявляются в результате всестороннего анализа.

Такой анализ в маркетинге принято называть ситуационным. Главной задачей ситуационного анализа является определение ценовой политики предприятия.

Не следует упускать из виду и психологическое восприятие цены.

Классификация функций цены приведена на рисунке 1.1.

До выхода на рынок цена товара может определяться только предварительно, причем чаще всего на основе затратных методик. При расчете первоначальной цены предприятие должно учесть различия в уровнях спроса, издержки по реализации товара в разных географических регионах и т.п. Тем не менее, окончательная цена товара устанавливается только после позиционирования этого товара на рынке под влиянием рыночных факторов, но действия по приближению продажной цены к окончательной предпринимает фирма-изготовитель, которая до совершения акта купли-продажи остается собственником данного товара.

Для установления цен на те или иные товары применяются различные методы ценообразования: При установлении цены на новый товар фирма-изготовитель может руководствоваться двумя подходами. Первый из них относится к принципиально новым товарам (обычно такие товары защищены патентами), второй - к товарам-лидерам, имеющим, однако, свой аналог на рынке. Если на рынок выставляется товар, аналогичный уже имеющемуся (так называемый «товар-имитатор»), то он должен обладать более высокими эксплуатационными показателями, чем заменяемый им товар.

7. Социальная функция цены. С ценами и их изменением связаны структура и объем потребления благ и услуг, Расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

8. Внешнеэкономическая функция цены. Цена выступает в роли обязательного инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Различные функции цены находятся в тесном взаимодействии. Эта связь может быть как взаимодополняющей, так и противоречивой. Так, стимулирующая функция цены может действовать в том же направлении, что и функция балансирования спроса и предложения. Это происходит в том случае, когда высокая продажная цена способствует повышению производства товаров, пользующихся высоким спросом. Наоборот, низкая продажная цена вызывает сокращение производства товаров, не пользующихся спросом. Это также ведет к балансировке спроса и предложения.

Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли.

Надо заметить, что функция учета может действовать в направлении, противоположном всем остальным функциям цены. Это объясняется тем, что в условиях рынка фактически складывающиеся продажные цены зачастую значительно превышают или, наоборот, оказываются ниже реальных затрат на производство и реализацию данного товара.

Поэтому роль и влияние цен в каждом конкретном случае выявляются в результате всестороннего анализа.

Такой анализ в маркетинге принято называть ситуационным. Главной задачей ситуационного анализа является определение ценовой политики предприятия.

Не следует упускать из виду и психологическое восприятие цены.

Среднестатистический потребитель полагает, будто по цене можно судить о потребительной ценности (полезности) товара. Однако высокая цена не всегда свидетельствует о высоком качестве товара, и наоборот.

В этой связи следует рассмотреть факторы, влияющие на формирование соотношения «цена - качество».