Бюджетная эффективность инвестиций

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюд­жетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

• притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;

• доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и экс­плуатацию объектов, предусмотренных проектом;

• платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;

• платежи в погашение налоговых кредитов (при "налоговых каникулах");

• комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в до­ходах федерального бюджета);

• дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бу­магам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

• предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях за­крепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в феде­ральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создавае­мого для осуществления ИП;

• предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

• предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

• бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.

Отдельно рекомендуется учитывать:

• налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки.

• государственные гарантии займов и инвестиционных рисков. Оттоки при этом отсутст­вуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии. При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

• прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;

• изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;

• выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

• выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложе­ний из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствую­щих пособий.

В качестве выходной формы рекомендуется таблица денежного потока бюджета с опреде­лением показателей бюджетной эффективности. Основным показателем бюджетной эффектив­ности является ЧДД бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определе­ние ВНД и ИД бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и от­бора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) — от­ношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости — дисконтированной).