Вопрос 4. Государственный кредит

ГК – одна из форм мобилизации денежных ресурсов государства с целью выполнения им своих функций.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а предприятие и население его кредиторами. В сфере международных кредитных отношений государство выступает и в роли заемщика, и в роли кредитора.

Основным инструментом кредитных отношений в международной сфере выступает кредит. Внутри страны - государственные ценные бумаги.

Государственный кредит предоставляется на принципах срочности, платности, возвратности, но отличается от банковского кредита.

Отличия государственного и банковского кредитов:

Признак отличия Государственный кредит Банковский кредит
Цель использования Для покрытия бюджетного дефицита В целях обеспечения процесса расширенного воспроизводства и развития предприятия
Получатели Органы ГВ и управления ЮЛ
Юридические последствия нарушения сроков возврата Как правило, государству не предусматриваются экономические санкции Срок возврата строго определен в кредитном договоре, и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических
Назначение Не имеет строго целевого назначения На конкретные цели
     
     

 

Функции государственного кредита:

1. Распределительная – осуществляется через формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующая – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала.

Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная – связана с контрольной функцией финансов, но в отличие от нее она более тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

 

Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.

Государственный долг подразумевает сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом %, начисленных на них к определенному моменту времени.

Государственные займы, составляющие государственный долг, классифицируются по:

1. Месту размещения

· Внешние – обязательства государства перед нерезидентами

· Внутренние – перед резидентами

2. По способу обращения

· Рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке

· Нерыночные – займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка: покупаются инвестором у Правительства и могут быть проданы только ему

3. По сроку заимствования

· Краткосрочные – займы сроком до 1 года

· Среднесрочные

· Долгосрочные

4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов

· Закладные – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом

· Беззакладные – займы, оформленные в такие обязательства, которые не обеспечиваются конкретным имущественным залогом

5. По уровню эмитента в трехуровневой бюджетной системе РФ

· Федеральные

· Региональные

· Местные

Управление государственным кредитом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Цель управления государственным кредитом – определение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ФР и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

В процессе управления ГК решаются следующие задачи:

1. Минимизация стоимости долга для заемщика

2. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выданных кредитов

3. Обеспечение своевременного возврата кредита

4. Сохранение иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства

Высший орган управления ГК в РФ – Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимальные размеры кредитования за счет средств бюджета.

Для оптимизации управления внешними и внутренними заимствованиями БК предусматривает разработку Правительством двух программ:

1. Программа государственных внешних заимствований

2. Программа государственных внутренних заимствований

Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы предоставляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета и подлежат утверждению.

Важной составляющей системы управления государственным кредитов является управление государственным долгом, которое осуществляется с помощью следующих методов:

1. Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств

2. Конверсия – изменение условий займов, касающихся их доходности

3. Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения

4. Новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами

5. Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных долговых обязательств

6. Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам

7. Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга