Вопрос 4. Государственный кредит
ГК – одна из форм мобилизации денежных ресурсов государства с целью выполнения им своих функций.
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а предприятие и население его кредиторами. В сфере международных кредитных отношений государство выступает и в роли заемщика, и в роли кредитора.
Основным инструментом кредитных отношений в международной сфере выступает кредит. Внутри страны - государственные ценные бумаги.
Государственный кредит предоставляется на принципах срочности, платности, возвратности, но отличается от банковского кредита.
Отличия государственного и банковского кредитов:
Признак отличия | Государственный кредит | Банковский кредит |
Цель использования | Для покрытия бюджетного дефицита | В целях обеспечения процесса расширенного воспроизводства и развития предприятия |
Получатели | Органы ГВ и управления | ЮЛ |
Юридические последствия нарушения сроков возврата | Как правило, государству не предусматриваются экономические санкции | Срок возврата строго определен в кредитном договоре, и его нарушение приводит к возникновению соответствующих экономических |
Назначение | Не имеет строго целевого назначения | На конкретные цели |
Функции государственного кредита:
1. Распределительная – осуществляется через формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.
2. Регулирующая – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капитала.
Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная – связана с контрольной функцией финансов, но в отличие от нее она более тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Механизмы функционирования государственного кредита на практике реализуются посредством размещения государственных займов, которые приводят к появлению государственного долга.
Государственный долг подразумевает сумму всех неоплаченных финансовых обязательств государства с учетом %, начисленных на них к определенному моменту времени.
Государственные займы, составляющие государственный долг, классифицируются по:
1. Месту размещения
· Внешние – обязательства государства перед нерезидентами
· Внутренние – перед резидентами
2. По способу обращения
· Рыночные займы – займы, оформленные в виде таких ценных бумаг, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке
· Нерыночные – займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка: покупаются инвестором у Правительства и могут быть проданы только ему
3. По сроку заимствования
· Краткосрочные – займы сроком до 1 года
· Среднесрочные
· Долгосрочные
4. По способу обеспечения возвратности кредитных ресурсов
· Закладные – займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом
· Беззакладные – займы, оформленные в такие обязательства, которые не обеспечиваются конкретным имущественным залогом
5. По уровню эмитента в трехуровневой бюджетной системе РФ
· Федеральные
· Региональные
· Местные
Управление государственным кредитом – совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель управления государственным кредитом – определение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ФР и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В процессе управления ГК решаются следующие задачи:
1. Минимизация стоимости долга для заемщика
2. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль над целевым использованием выданных кредитов
3. Обеспечение своевременного возврата кредита
4. Сохранение иностранных капиталов в стране и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства
Высший орган управления ГК в РФ – Федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимальные размеры кредитования за счет средств бюджета.
Для оптимизации управления внешними и внутренними заимствованиями БК предусматривает разработку Правительством двух программ:
1. Программа государственных внешних заимствований
2. Программа государственных внутренних заимствований
Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата. Программы предоставляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета и подлежат утверждению.
Важной составляющей системы управления государственным кредитов является управление государственным долгом, которое осуществляется с помощью следующих методов:
1. Рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств
2. Конверсия – изменение условий займов, касающихся их доходности
3. Консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения
4. Новация – замена обязательств по долгу другими обязательствами
5. Унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных долговых обязательств
6. Отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам
7. Дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга