Налоговый контроль

Понятие и признаки налогового контроля

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК.

Признаки:

1. Особый субъектный состав. Контролирующий орган – только налоговый орган. Подконтрольные субъекты – налогоплательщики, плательщики сборов и налоговый агенты.

2. Объект налогового контроля – исполнение подконтрольными субъектами обязанностей в сфере налогообложения. Предметом налогового контроля – налоговые декларации и расчёты, прилагаемые к ней, первичные документы налогового и бухгалтерского учёта, основания использования налоговых льгот и др.

3. Цель налогового контроля – обеспечение соблюдения налогового законодательства.

4. Осуществляется в порядке и в формах, установленных НК.

Принципы проведения налогового контроля

1) Принцип законности. Формы осуществления налогового контроля закреплены только в НК. Обязательность соблюдения правовой процедуры. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК. Все мероприятия налогового контроля должны осуществляться только в пределах установленного законом срока. Нарушение сроков является основанием признания мероприятия налогового органа незаконным. При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции, ФЗ, а так же в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в т. ч. адвокатскую и аудиторскую.

2) Принцип гласности, открытости проведения налогового контроля. Право участвовать в проведении выездной налоговой проверки, получать копии актов налоговой проверки, участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично, либо через своего представителя.

3) Принцип обязательности выполнения проверяемым лицом законных требований налогового органа.

4) Принцип недопустимости причинения неправомерного вреда.

5) Принцип соблюдения налоговой тайны.

6) КС РФ сформулировал принцип недопустимости излишнего вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемого субъекта. Налоговый орган должен предупреждать о проведении проверок.

Налоговая тайна

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами, а так же ОВД, следственными органами, таможенными органами сведения о налогоплательщике. Исключение составляют сведения, являющиеся общедоступными, сведения об ИНН, о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения, предоставляемые налоговым, таможенным или ПО других государств в соответствии с соглашениями о взаимном сотрудничестве, заключёнными РФ; предоставляемые избирательным комиссиям.

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну введена налоговая ответственность (ст. 183).

Понятие учёта организаций и ФЛ в налоговых органах

Учёт налогоплательщиков – это регистрация налогоплательщиков в налоговых органах с целью сбора сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Основания и место постановки налогоплательщиков на учёт определены ст. 83 НК.

Организации подлежат постановке на учёт в налоговых органах по основаниям:

1. По месту своего нахождения.

2. По месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

3. По месту нахождения недвижимого имущества.

4. По месту нахождения транспортных средств.

ФЛ подлежат постановке на учёт:

1. По месту жительства.

2. По месту нахождения недвижимого имущества.

3. По месту нахождения транспортных средств.

Минфин устанавливает особенности налогового учёта иностранных граждан, а так же крупнейших налогоплательщиков.

Все налогоплательщики подлежат включению в Единый государственный реестр налогоплательщиков. При постановке на учёт каждому налогоплательщику присваивается ИНН, который является единым на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов, в т. ч. подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу. ИНН носит строго персональный характер и не может быть повторно присвоен другому лицу.

Налоговая отчётность

Основными документами, предоставляемыми в налоговый орган, являются:

1. Налоговая декларация.

2. Расчёты авансового платежа.

3. Расчёты сбора.

4. Расчёты, составляемые налоговыми агентами.

Налоговая декларация – это письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведённых расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и\или о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация предоставляется:

1. Каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено НК. Исключение составляют налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, которые не предоставляют в налоговые органы декларации по тем налогам, по которым они освобождены от обязанности по уплате. При отсутствии финансовой деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию в упрощённой форме.

2. По месту учёта налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации.

3. Подаётся лично либо через представителя в виде почтового отправления с описью вложения или в электронном виде.

Если после подачи налоговой декларации налогоплательщик обнаружит в ней какие-либо ошибки и неточности, которые привели к занижению суммы налога, подлежащего уплате, то налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и представить уточнённую налоговую декларацию.

Формы налогового контроля

Формы или мероприятия налогового контроля – это установленные нормами НК способы организации, осуществления и формального закрепления результатов налогово-контрольной деятельности.

1. Налоговые проверки.

2. Проверка данных учёта и отчётности.

3. Получение пояснений налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов.

4. Осмотр.

5. Истребование документов.

6. Выемка документов и предметов.

7. Проведение экспертизы.

8. Допрос свидетеля.

9. Инвентаризация имущества.

10. Др.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка – это совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Виды:

1) Камеральная.

2) Выездные.

3) Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимно зависимыми лицами.

Камеральная налоговая проверка

1. Проводится по месту нахождения налогового органа по отношению ко всем видам налогоплательщиков.

2. Проверяются налоговые декларации\расчёты, представленные налогоплательщиком и документы, которые должны быть приложены к декларациям\расчётам согласно НК.

3. Предмет проверки – правильность заполнения налоговых деклараций\расчётов и достоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

4. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.

5. Срок проведения – в течение 3 мес. со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации\расчёта. Продление этого срока законом не предусмотрено.

6. Периодичность проведения по факту предоставления отчётной налоговой документации. Т. о., камеральной налоговой проверкой может быть охвачен только тот налог и тот период деятельности налогоплательщика, который отражён в представляемых в налоговый орган декларациях и расчётах.

7. При проведении проверки должностные лица налогового органа вправе истребовать у налогоплательщика документы, предоставление которых вместе с налоговой декларацией предусмотрено НК; подтверждающие право налогоплательщика на использование налоговых льгот; подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС; являющиеся основание для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.

8. Если после рассмотрения представленных документов будет установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, обязано составить акт проверки в течение 10 дней после её окончания.

Выездная налоговая проверка

Заранее планируется. Объекты для проведения выбираются на основе всестороннего анализа информации, поступающей как из внутренних источников, так и внешних.

1. Проводится на территории, в помещении налогоплательщика и лишь при отсутствии такой возможности может проводиться в налоговом органе.

2. Предмет ВНП – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. В отношении 1 налогоплательщика ВНП может проводиться по 1 или нескольким налогам.

3. Основание проведения – решение налогового органа. Правовое значение данного решения состоит в том, что помимо данных, позволяющих идентифицировать налогоплательщика, в нём фиксируется предмет проверки (налоги и периоды, за которые они будут проверяться), определяется дата, с которой исчисляется срок проведения проверки.

4. Указываются должности, ФИО сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

5. В отношении организаций могут быть 2 видов: ВНП организаций в целом (может быть проведена по всем налогам и сборам, а решение о её проведении выносит налоговый орган по месту нахождения организации) и самостоятельное ВНП филиала или представительства (проводится только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения)

6. По общему правилу в рамках ВНП может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об её проведении. Со 2 сентября 2010 г. при подаче уточнённой налоговой декларации может проверяться период, указанный в данной декларации.

7. Срок проведения – не более 2 месяцев. Может быть продлён до 4 мес. по решению территориального управления ФНС РФ, в исключительных случаях – до 6 мес. только по решению ФНС РФ. Срок самостоятельной ВНП филиалов и представительств – не более 1 мес. Исчисление срока производится со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведённой проверке.

8. НК допускает возможность приостановления действия проверки по закрытому перечню оснований:

- истребование документов у 3 лиц;

- получение информации от иностранных государственных органов;

- проведение экспертиз;

- перевод документов на русский язык.

Приостановление и возобновление проверки происходит на основании решения руководителя налогового органа. Общий срок не может превышать 6 мес. Если в течение этого срока информация не получена от иностранного государства срок может быть приостановлен ещё на 3 мес.

9. В целях защиты интересов налогоплательщиков НК устанавливает ограничение по количеству ВНП налоговые органы не вправе проводить в отношении 1 налогоплательщика 2 и более ВНП по одним и тем же налогам за 1 и тот же период; более 2 ВНП в течение календарного года. Не считается ВНП, осуществляемая в связи с ликвидацией, реорганизацией. Количество может быть увеличено решением руководителя ФНС РФ.

10. ВНП, проводимые независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период называется повторной ВНП. Может проводиться:

- вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (Постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П);

- налоговым органом, ранее проводившим проверку в случае предоставления налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленному.

11. Налоговые органы наделены полномочиями истребовать документы, проводить инвентаризацию, назначать экспертизу, проводить осмотр территории, допрашивать свидетелей.

12. По результатам ВНП составляется справка о проведении проверки, фиксирующая срок окончания проведения проверки. В течение 2 мес. со дня составления указанной справки должен быть составлен акт проведения налоговой проверки. Если в ходе ВНП выявлены нарушения налогового законодательства, в акте обосновывается факт правонарушения, наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма НК, определяющая вид налогового правонарушения, диспозиция противоправного деяния и соответствующая санкция. К акту прилагаются документы, подтверждающие данные факты.

Иные формы налогового контроля

1. Истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц (ст. 93, 93.1).

2. Допрос свидетеля.

3. Проведение экспертизы.

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, не посредственно проводящих ВНП, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении проверки.

4. Осмотр территории, помещений налогоплательщика может производиться только в рамках ВНП, осмотр предметов и документов может проводиться и в других формах налогового контроля при соблюдении 2 условий: эти документы и предметы были получены в результате ранее произведённых действий по осуществлению налогового контроля; с согласие на осмотр владельца этих предметов.

5. Истребование документов у проверяемого лица осуществляется при проведении налоговой проверки и в качестве доп. мероприятия посредством вручения требования о предоставлении документов. Проверяемое лицо предоставляет документы в виде заверенных копий в течение 10 дней со дня получения требования.

6. Истребование документов, информации о налогоплательщике у третьих лиц (ст. 93.1) может проводиться в ходе налоговой проверки и при проведении доп. мероприятий; вне рамок налоговых проверок, если возникает обоснованная необходимость в получении информации относительно конкретной сделки. Срок предоставления – 5 дней.

7. Выемка предметов и документов проводится только в рамках ВНП в случаях, если проверяемое лицо не представило документы в ходе их истребования. Обязательно присутствие понятых. Не производится в ночное время. В случае, если недостаточно копий документов, и имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, должностные лица налогового органа вправе изъять подлинные документы. Т. о., выемка – это получение в принудительном порядке копий документов налогоплательщика по месту его нахождения, а изъятие – это принудительное лишение налогоплательщика подлинников документов, а так же предметов, имеющих отношение к проверке.

8. Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится в рамках ВНП в соответствии с правилами, которые утверждены Приказом Минфина РФ № 20-Н и МНС РФ от 10.03.1999 г. Основные цели инвентаризации: выявление фактического наличия имущества и неучтённых объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухучёта; проверка полноты отражения в учёте обязательств. Решение об инвентаризации, порядке и сроках её проведения принимает руководитель налогового органа, либо его заместитель по месту нахождения имущества налогоплательщика. Проводится при обязательном участии должностных лиц налоговых органов, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика. Фактическое наличие имущества определяется путём обязательного подсчёта, обмера, взвешивания. Если инвентаризация проводится в течении нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные ценности при уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано. По результатам инвентаризации составляется ведомость, которая подписывается председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации в обязательном порядке отражаются в акте ВНП и учитываются при вынесении решения по её результатам.