Система налогов и сборов в РФ
I. Понятие и структура системы налогов и сборов
Система налогов и сборов – это совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимо на территории РФ. Она определена НК, строится в соответствии с государственным устройством страны и включает 3 уровня: федеральный, региональный и местный.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Ст. 13 НК.
Региональными признаются налоги, устанавливаемые НК и законам субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов (ст. 14 НК). При установлении региональных налогов субъекты РФ определяют, такие элементы налогообложения, как ставка налога, а так же порядок и сроки уплаты налога, если они непосредственно не установлены НК. Кроме того, они вправе устанавливать факультативные элементы.
Местные налоги – налоги, устанавливаемые НК и НПА представительных органом МО о налогах, вводимые в действие в соответствии с НК, НПА представительных органов МО о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих МО (ст. 15 НК). При установлении местных налогов МО устанавливают ставку налога в пределах, предусмотренных НК, а так же порядок и сроки уплаты налога, если эти элементы не предусмотрены НК или иными законодательными актами.
В 2012 г. был исключён из перечня единый социальный налог, который заменён взносами неналогового характера.
В настоящее время под налоговой системой понимают организационно-правовые основы налогообложения, т. е. государственные и муниципальные органы, устанавливающие налоги; налоговую администрацию (органы, на которые возложены обязанности по обеспечению соблюдения обязанности по уплате налогов и сборов); нормативно-правовую базу налогообложения; систему налогов, установленных и действующих на территории РФ, её субъектов и МО.
II Процедура установления и введения налогов и сборов
Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие только на федеральном уровне.
Процедура установления региональных и местных налогов состоит из 2 этапов:
1. Первичное (базовое) установление. Осуществляется на федеральном уровне, включает перечисление в НК исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, а так же определение состава налогоплательщиков и описание основных элементов налогообложения.
2. Вторичное (производное) установление. Вторичное осуществляется субъектами РФ или МО в порядке и в пределах, определённых ФЗ. Компетенция субъектов и МО по установлению региональных и местных налогов включает полномочия:
- самостоятельно определять наименование налога из установленного перечня, подлежащего взиманию на территории субъекта РФ или МО;
- определять ставку налога, порядок и сроки его уплаты в порядке и в пределах, установленных НК. Субъекты и МО вправе определять перечисленные элементы налогообложения только в том случае, если они не установлены непосредственно НК;
- устанавливать факультативные элементы. Основания и порядок их применения должны быть определены в порядке и в пределах, предусмотренных НК.
Введение регионального или местного налога находится в исключительной компетенции субъекта РФ или МО. Региональные налоги вводятся или прекращают своё действие в соответствии с законами субъектов и НПА МО о налогах, соответственно.
III Понятие специального налогового режима
НК не содержит дефиниции понятия «специальный налоговый режим», а выделяет их существенные признаки:
1. Устанавливаются НК и применяются в случаях и в порядке, предусмотренном НК и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 18).
2. Могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а так же освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 1 ст. 18).
3. Могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК. Порядок установления и порядок введения в действие таких налогов устанавливается так же непосредственно НК (п. 7 ст. 12).
Исчерпывающий перечень специальных налоговых режимов (СНР), которые могут устанавливаться и вводиться на территории РФ установлен п. 2 ст. 18 НК:
- система налогообложения для с\х товаропроизводителей в виде единого с\х налога (ЕСХН;
- упрощённая система налогообложения (УСН);
- система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции СРП).
Согласно ст. 2 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» СРП – это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определённый срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счёт и на свой риск.
Общие признаки СНР:
1) Каждый СНР имеет целевое назначение.
2) Могут применяться только ограниченным кругом налогоплательщиков, отвечающих критериям, установленным НК.
3) Все СНР связаны с осуществлением налогоплательщиками предпринимательской деятельности.
4) По своей правовой сущности представляют собой исключение из общего налогового режима.
В науке НП под общим налоговым режимом понимают совокупность правовых норм, регулирующих возникновение или изменение или прекращение налоговых обязанностей лиц на основе установленного перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Переход на специальный налоговый режим, как правило, сопровождается изменением состава подлежащих уплате налогов посредством замены ряда из них единым платежом за исключением СРП. В частности, уплата ЕСХН, УСН, ЕНВД освобождает налогоплательщиков от уплаты наиболее сложных по порядку исчисления и уплаты налогов. Организация освобождается от уплаты налога на прибыль, налога на имущество организации, ИП освобождаются от уплаты НДФЛ в отношение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, налога на имущество ФЛ в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, организации и ИП, применяющие СНР, не признаются налогоплательщиками НДС за исключением НДС, взымаемого при ввозе товаров на территории РФ и иные территории, находящиеся по её юрисдикцией.
Система налогообложения при выполнении СРП основывается на замене уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов разделом произведённой продукции за исключением налогов и сборов, особенности уплаты которых предусмотрены гл. 26.4 НК. Размер доли продукции, передаваемой государству взамен уплаты ряда налогов и сборов, определяется в договорном порядке.
5) Предполагает упрощение порядка ведения учёта и отчётности для налогоплательщиков.
Элементы СНР не закреплены нормативно. В науке НП выделяют элементы СНР:
1. Цели создания СНР.
2. Порядок его установления и введения в действие.
3. Круг субъектов, на которых нацелено его действие.
4. Порядок перехода на его использование с общего налогового режима.
5. Набор налогов, подлежащих замене в рамках соответствующего СНР.
6. Правовая природа платежа, служащего такой заменой.
7. Совокупность обязанностей, связанных с применением СНР.
8. Состав правовых последствий, наступающих с утратой права на его использование.
IV Виды налогов
1. (законодательная):
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Дифференциация проводится в зависимости от территории, на которой взымаются налоги, а так же полномочий соответствующих органов власти по определению элементов налогообложения, и не зависит от уровня бюджета, в который происходит зачисление доходов от этих налогов.
2. (по принадлежности к бюджету того или иного уровня):
- закреплённые (полностью поступающие в бюджет одного уровня);
- регулирующие (поступающие в бюджет разных уровней).
3. (по статусу налогоплательщика):
- налоги с организаций;
- налоги с ФЛ;
- универсальные налоги.
4. (в основу положено соотношение понятий налогоплательщик и носитель налогового бремени; налогоплательщик – то лицо ,на ком лежит юридическая обязанность уплатить налог, носитель налогового бремени – то лицо, которое вынуждено нести расходы, связанные с уплатой налога; те налоги, уплата которых предполагает, что 1 лицо является и налогоплательщиком, и носителем налогового бремени, относятся к прямым, в тех случаях, когда налог обязано уплачивать 1 лицо, а расходы, связанные с уплатой налога несёт другое, речь идёт о косвенных):
- прямые (подоходно-имущественные);
- косвенные (налоги на потребление).