СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Раннее (5-11 века)
Феодализм. Усиление позиции церкви. Индульгенции. Инквизиции. Ваасалами папы признают европейские короли. Догмат о власти папы как в духовных так и в светских. 1054 – раскол в христианстве (папа и патриарх предают друг друга анафеме). Первые ордена (францисканцы…). Борьба за единство церкви. Создаются первые университеты (Пармский (!!), Болонья, Каирский, Багдадский). В 7 веке появляется ислам, затем халифаты (арабские государства). Переводятся на арабский античные мыслители. Константинов дар (!!!???) в 8 веке римскому папе весь запад; только в 15 веке поняли, что это подделка.
Система образования, наука была сосредоточена в рука церкви. Строилось по принципу 7 свободных искусств. Две ступени: трилиул (!!!) «трехпутье» - граматика, риторика и диалектика и квадрилиум – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Образование осуществлялось в монастырских школах.
Схоластика – «школьная учёность», тип философствования. Строилась на формальной логике. Нарушилась приемственность с античностью (только Аристотель остался). Знание имеет 2 уровня – сверхестественное знание (откровение) и естественное (разум). Нормативные тексты (библия – Священное писание, и комментарии отцов церкви – Священном предании) – первый уровень, тексты аристотеля – второй уровень. Дедуктивные умозаключения. Стала создаваться идеология традиционализма.
4 основные положения средневековой философии.
Теоцентризм. Источником всего сущего является бог. Этот принцип распространяется и на познание. «Философия есть служанка богословия».
Креационизм. Бог из ничего сотворил живую и неживую природу. Противоположность вечного бога изменчивой природе.
Провиденциализм. Всеми мировыми событиями управляет бог.
<..Четвёртое нам пока не надо..>
Боеций (480-524). Римский консул, теолог и философ. «Утешение философии» главный труд. Все беды так как неправильно понимал смысл жизни. Творение зла – проявление человеческого бессилия.Мир создаётся и управляется всеблагим существом. Научись отличать подлиные цели. Если все поступки предопределены, то как же оценивать плохие поступки? Бог знает как мы поступим, но человек выбирает как ему поступить.
529 г. Юстиниан разогнал все философские школы.
Иоанн Скот Эриугена (9век). Схоласт-еретик. В 66 лет стал преподавать в Оксфорде. Стал на позиции пантеизма – отождествление бога со всем и всего с богом. Развитие мира – 2 противоположных процесса: от высшего к низшему, но эти частности развиваются так, что бы достичь гармонии. Бог не личность, но природа. Бог – и начало, и конец. Обнаружил противоречия в священном писании, значит оно не совсем истинно; а действительно ли это слово бога?
Проблема номинализма и реализма – «спор об универсалиях». Как существует общее и существует ли оно вообще? Догмат о Троице – бог существует в трёх ипостаях. Бог един и троичен. Как соотносятся три ипостаси и сам богè уникалии и тринитарии. Если единство бога понимать как общее, а 3 лица как единичные, то как вообще соотностися общее и единичное. Реалисты – общее существует реально (По Платону – общее существует до вещей, и по Аристотелю – общее существует через вещи) и номиналисты – общее в понятии (концептуалисты и крайние).
Из реалистов хорошо бы знать 2 имени:
Гильом из Шампо (11-12 век). Все чувственные вещи – только тени, призраки, а реально существует лишь общее (реально есть только 1 человек вообще, но он случайно может оказаться Платоном, Сократом, Диогеном).
Ансельм Кентерберийский. Наместник папы римского в Англии. Дважды его из Англии изгоняли. «Верю, чтобы понимать», вопрос о необходимости доказательства существования бога и приводит 2 доказательства – априорное (до опыта) и апостериорное (после опыта).
Апостериорное – мир представляется конгломератом случайностей, всё могло бы как существовать, так и не существовать, так как нет никакой внутренний цели. Мир становится призрачным. è Есть абсолютное существо – причина всего.
Априорное (антологическое (!!!???)) – в интеллекте есть несто такое, выше чего нельзя помыслить. Для утверждения, что бога нет, надо знать, что такое бог. Коль мы мыслем о совершенном существе, то оно существует реально.
Номинализм. Общего реально не существует. Общее существует в именах, а концептуалисты говорили, что общее существует лишь в понятиях.
Росцелин. Есть только то, что можем мы воспринимать, или хотя бы представить. Как представить животное вообще? Значит его нет. В боге важнее его ипостаси, нежели его единство.
Пьер Абеляр. Говорил и писал только на латыне. «Понимаю, чтобы верить». Верить можно лишь в то, что можно рационально обосновать. И все догматы должны быть обоснованы. Нельзя верить, потому что абсурдно. В «Да и нет» подобрал противоречивые высказывания церковных авторитетов. Универсалии не могут иметь объективной реальности, они существуют в потенциальной форме в понятиях и словах.
Ещё один представитель схоластки – Роджер Бекон (13 век).
Концепция двойственной истины – то, что истинно в теологии, может быть ложно в философии и наоборот (философия – вся наука). То есть две истины, которые могут противоречить друг другу.
Гносеология. Есть 4 препятствия на пути к познанию истинности: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы, прикрытие своего невежества показной мудростью. Для их удаления надо обратиться к математике. Математика была первой наукой, ею занимались только безупречные мужи, математические знания даны от рождения (со способностью воспринимать), математика – самая простая наука, так как самые грубые люди могут её постигнуть, только она даёт достоверные, доказанные знания. Освоение мира посредством чувств. Математика + опыт = знание.
Нужно чтобы папа вместе со светским государем должны наводить порядок. Необходимо объединить всё человечество на основе христианской церкви. Во главе – папа, за ним жрецы, потом войны. Для этого нужна ликвидация невежества.
Фома Аквинский (1225-1274).
Систематизатор теологии христианской, великий схоласт, объявлен святым. С 1259 – согласовывал учение Аристотеля и христианскую идеологию: «Сумма теологии» и «Сумма философии». Выступал против учения о двойственной истины. Теология – учение, наука о боге, он пытается строить её как науку. Соотношение себя и бога возможно через божественное откровение, то есть через Священное писание. Все остальные науки можно использовать в теологии, но только если от этого что-то станет яснее. 5 доказательств бытия бога. Бытиё божие самоочевидным не является, значит мы судим «по следствию».
Мир изменчив, всё меняется. Само по себе ничто не движется, значит его что-то движет. Цепочка приводит к понятию Перводвигателя.
Всё представляется причиной-следствием. Значит есть Первопричина.
Всё, что существует в мире, всё случайно, значит есть существо, которое необходимо само по себе (почти по Ансельму).
Есть разные степени, значит есть самое совершенное.
Гармония природы. Телеологическое док-во: целесообразность в мире не может быть объяснена естественными причинами, значит есть кто-то, кто упорядочивает всё это.
Бог – главный распорядитель. В мире есть факты зла, но оно отностительно, т.к. есть добро (Августин – зло – недостаток добра). Если вселенная совершенна, то должны быть частности, отклоняющиеся от совершенства.
Ум не имеет никакого органа, интеллектуальное начало не может быть телесным. Позиции реализма (общие понятия существуую вообще).
Иоанн Дунс Скот (13 век). Религиозные догматы логически не доказуемы. При анализе мира сталкиваемся с произволом божественной воли: бог желает что-то не потому что оно является добром, а нечто является добром потому что того пожелал бог.
Уильям Оккам. Утверждал, что папа – не наместник Христа. «Бритва Оккама»: нельзя умножать сущности без необходимости, т.е. понятия необходимо правильно применять; теология может господствовать только в вопросе веры, существование бога не может быть доказано. Понятия, не сводящиеся к интуитивному знанию, должны быть из науки устранены. Универсалии находятся только в словах.