Лекция №3

Проблема самоопределения – не определения качеств – но я со своей деятельностью (Человек отделен от предмета своей деятельности в большинстве философий Востока). Основная задача большинства культур: как приостановить деградацию людей[3]? Как определить место своей деятельности? => IV в. до н. э. – попытка порвать с мифом о «золотом веке»: ранее у племён была полная гармония, они могли общаться с богами непосредственно, но человек ошибается, происходит деградация. Единственная задача цивилизации – приостановить эту деградацию. (Европа, арабы и иудеи, Библия – не только деградация, но и воссоздание: страшный суд и конец света). => движение к новому, возможность (допустимость) нового. Снова проблематично понятие истины.

6. г. Элея => элеаты (Ксенофан: памфлеты против понимания Олимпийских богов; они слишком очеловечены, бог един, невидим, нет осязаемых форм, но может носить маски – Зевса и т.д.). Парменид (первое сохранившееся сочинение): «О природе» - поэма, написанная гекзаметром, герой путешествует с богиней истины и прислушивается к её речам. Попытка удержать миф о Золотом веке, справиться с другими проблемами (при «фиксированных» постоянных). Можно ли схватить истину? Можно, только если любые движения иллюзорны. Существует лишь бытие (öν), небытие не существует; бытие – общее свойство всех вещей; второе определение: бытие – предельное множество всех существующих вещей и явлений (множество, которое всё объединяет). Как бы предметы ни двигались, множество остаётся самим собой => Гераклит ошибался. Третье определение бытия – система мест для вещей и явлений, оно позволяет внутри себя расположить предметы. Вещи [двигаясь] теряют правильные места и занимают неправильные. Но какое место правильное? Самоопределение – положи вещь на место.=> Нужно увидеть эту систему мест! Человек тоже часть бытия. Как создать стороннего наблюдателя? – работа мышления (продолжение Космоса, Природы): «Одно и то же есть то, что мы есть и что мы мыслим» (тезис о тождестве мышления и бытия), но нужен и язык – форма мышления. Языковая стихия – единственный «дом», где живет мышление. Увидеть место = увидеть структуру мышления. Грамматика предложения = грамматика бытия (по связи частей). => Интерпретация начинается с задачи применения, т.е. помещения в своё место (интерпретация, использование, уместность).

Зенон (апории Зенона: Ахилл и черепаха, движущаяся стрела, парадокс кучи: сколько надо сложить зёрен, чтобы получилась куча, парадокс лысого) => рефлексия (=мысль о мысли) над языковыми конструкциями – единственный способ посмотреть на бытие со стороны.

7. Школа софистов (уже берут деньги за советы) Протогор, Продик. Язык – слишком просто, надо делать дело: помогать некоторым персонажам, которые собираются участвовать в выборах (властвовать) => манипуляции чужим сознанием с помощью языка, логики, опыта. Язык не отображает бытие, язык – средство манипуляции. Можно не верить в свою мысль, но убедить другого человека в её истинности.

Протогор: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют». (Каждый человек обладает мнением, универсальной истины не существует).

8. Сократ (ученик софистов): как вернуть человека в бытие? Нельзя различать предмет и человека.