Экзистенциализм.

Философия существования - иррационалистическое направление современной философии. Накануне первой мировой войны зародился в России (Шестов, Бердяев), после войны - в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер), в период второй мировой войны - во Франции (Сартр, Марсель, Камю). В последующие годы получил распространение во многих странах.

Различают религиозный Э (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический Э (Сартр, Камю, Хайдеггер). Своими предшественниками э-ты считают Паскаля, Кьеркегора, Достоевского, Ницше. На Э оказали влияние философия жизни и феноменология Гуссерля. Как и ФЖ, Э хочет понять бытие как нечто непосредственное и преодолеть интеллектуализм рационализма философии и науки. Бытие не есть ни эмпирическая реальность, ни рациональная конструкция, ни «умопостигаемая сущность» идеалистической философии. Бытие должно быть постигнуто интуитивно. Историчность челов существования выражается, согласно Э, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определенному народу, сословию, наличие у индивида биол и психол качеств, всё это - эмпирические выражения изначально-ситуационного характера экзистенции.

В центре Э внимания находится проблема челов свободы. Э отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его сущностных сил. Свобода, по Э, должна быть понята, исходя из экзистенции. Человек свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создает себя, выбирает себя, делая это исключительно субъективно. Свобода предстает в Э как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности.

Человек в мире принимает на себя различные предлагаемые ему роли, социальные, классовые, профессиональные характеристики, которые делают его целиком подобным другим людям. Специфика же личности может быть раскрыта лишь в его целях, замыслах, проектах, обращенных в будущее. Именно эта нацеленность на будущее и есть, по Сартру, специфичность человека. Поскольку будущее всегда многозначно, представлено множеством возможностей, человек постоянно пребывает в ситуации выбора - единственной подлинно человеческой ситуации. Человек всегда выбирает, даже если это «выбор не выбирать». Отсюда следует вывод о свободе как универсальной характеристике человеческого существования. Но даже такая «тотальная свобода» не снимает отчуждения человека в мире.