Древнерусская философия Киевской Руси.

Особенности исторического периода

? Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

? Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

? Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования

? Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:

? Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы

? С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

Философские идеи Киевской Руси

Русь восприняла две византийские философские традиции.

1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

Представители:

1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

В "Слове о Законе и Благодати" он рассматривает:

? вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;

? значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;

? проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.

В своих "Поучениях" оставил потомкам нравственные заветы:

? власть – ответственность;

? долг – справедливость;

? каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

? к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

В "Послании к пресвитеру Фоме" трактовал две метода познания:

? Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое "святыми".

? Обыденное знание, обоснованное практической жизнью

Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.

Вывод:

1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.

2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.

3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.

1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)

Исторические условия:

1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.

3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

4. Окончательно оформляется крепостное право.

5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.