Древнерусская философия Киевской Руси.
Особенности исторического периода
? Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;
? Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;
? Создание письменности, распространение грамотности, книжности, школьного образования
? Принятие Византийского православного христианства в 988 г., послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.
Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились, они его оязычили, так как:
? Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на культ Богородицы
? С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной ответственности за грехи мира.
Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.
Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии
Философские идеи Киевской Руси
Русь восприняла две византийские философские традиции.
1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;
2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью
Представители:
1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)
В "Слове о Законе и Благодати" он рассматривает:
? вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также место России в общемировом историческом процессе;
? значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и велико княжеской власти;
? проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и подходит к пониманию познания с позиции рационализма.
2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.
В своих "Поучениях" оставил потомкам нравственные заветы:
? власть – ответственность;
? долг – справедливость;
? каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;
? к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.
3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.
В "Послании к пресвитеру Фоме" трактовал две метода познания:
? Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое "святыми".
? Обыденное знание, обоснованное практической жизнью
Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.
Вывод:
1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского государства.
2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и византийской философией, как постичь из нее многое.
3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно конструируемые аллегориум и символиум.
1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)
Исторические условия:
1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.
2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное централизованное государство с единой экономикой.
3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.
4. Окончательно оформляется крепостное право.
5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но постепенно возникает светская литература.