СВОБОДА ЛИЧНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
,
Свобода считается высшей ценностью для человека во всех духовных системах и общественных движениях. Говоряо сути свободы, нужно отметить, что она есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранение внешних ограничений. Гораздо более ценной является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Существенной характеристикой свободы является ее внутренняя определенность.
В истории общества есть различное понимание термина «свобода». Л.Бюхнер считал, что свобода - это свобода человека со связанными руками. Ф.М.Достоевский заметил, что человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для ее реализации.
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода личности противоположна по смыслу уравниловке, стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Она противопоставляется произволу. Стержнем свободы является выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением. Только свобода выбора, обусловленная вариативным характером ситуации; порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющимся его следствием.
Ответственность - это социальное отношение к общественным ценностям. Осознание ответственности - это отражение субъектом бытия социальной необходимости и понимание смысла совершаемых действий. Осознание ответственности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.
Свобода и ответственность - две стороны одного целого сознательной деятельности человека.
Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена объективными законами бытия. Моделями взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов может быть вариант борьбы за свободу, когда человек вступает в конфликт с обществом добиваясь своих целей. Вариант «бегства от мира», когда человек не в силах обрести свободу, уходит от общества. Вариант адаптации, когда жертвуют идеей свободы, идя в подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.
Для выявления сущности свободы личности необходимо разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима свобода.
Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Волюнтаризм не считается с объективными условиями бытия законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.
Фатализм, в противовес волюнтаризма, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это либо судьбой, либо волей Бога, либо детерминизмом замкнуто и системы, где последующее событие жестко связано с предыдущим. Здесь нет свободы выбора, т.к. нет альтернативы.
Ситуация рубежа 20-21 вв. резко увеличивает меру ответственности личности за свои деяния. Нарастание неустоичивости - мира, нестабильность его социальнополитическои системы, углубление кризиса, связанного с нерешенностью глобальных проблем современности заставляют по-новому взглянуть на эти вечные проблемы.
Наиболее остро стоит проблема предела человеческой деятельности, вмешательства его в природу. Все большее количество интеллектуальной элиты человечества приходит к выводу о необходимости перехода человечества от безудержнои экспансии к сознательному самоограничению во всех сферах деятельности, основанному на высокой ответственности каждого.