СВОБОДА ЛИЧНОСТИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

,

Свобода считается высшей ценностью для человека во всех духовных системах и общественных движениях. Гово­ряо сути свободы, нужно отметить, что она есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устране­ние внешних ограничений. Гораздо более ценной является внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и кра­соты. Существенной характеристикой свободы является ее внутренняя определенность.

В истории общества есть различное понимание термина «свобода». Л.Бюхнер считал, что свобода - это свобода человека со связанными руками. Ф.М.Достоевский заметил, что человек не примет никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть личностью и иметь свободу для ее реализации.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступки в соответствии со своими целями, интереса­ми, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода личности противоположна по смыслу уравни­ловке, стандартизации общественных отношений, что обез­личивает человека. Она противопоставляется произволу. Стержнем свободы является выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением. Только свобода выбора, обусловленная вариативным харак­тером ситуации; порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющимся его следствием.

Ответственность - это социальное отношение к общест­венным ценностям. Осознание ответственности - это отра­жение субъектом бытия социальной необходимости и по­нимание смысла совершаемых действий. Осознание ответ­ственности - необходимое средство управления поведением личности со стороны общества через ее сознание.

Свобода и ответственность - две стороны одного целого сознательной деятельности человека.

Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена объективными законами бытия. Моде­лями взаимоотношения личности и общества по поводу свободы и ее атрибутов может быть вариант борьбы за сво­боду, когда человек вступает в конфликт с обществом до­биваясь своих целей. Вариант «бегства от мира», когда че­ловек не в силах обрести свободу, уходит от общества. Ва­риант адаптации, когда жертвуют идеей свободы, идя в подчинение, чтобы обрести новый уровень свободы.

Для выявления сущности свободы личности необходи­мо разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализ­ма, определить границы необходимости, без которой немыслима свобода.

Волюнтаризм рассматривает волю в качестве принципа жизни человека, принижая при этом значение разума. Волюнтаризм не считается с объективными условиями бытия законами природы и общества, выдавая свой произвол за высшую мудрость.

Фатализм, в противовес волюнтаризма, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объяс­няя это либо судьбой, либо волей Бога, либо детерминиз­мом замкнуто и системы, где последующее событие жестко связано с предыдущим. Здесь нет свободы выбора, т.к. нет альтернативы.

Ситуация рубежа 20-21 вв. резко увеличивает меру от­ветственности личности за свои деяния. Нарастание неус­тоичивости - мира, нестабильность его социально­политическои системы, углубление кризиса, связанного с нерешенностью глобальных проблем современности за­ставляют по-новому взглянуть на эти вечные проблемы.

Наиболее остро стоит проблема предела человеческой деятельности, вмешательства его в природу. Все большее количество интеллектуальной элиты человечества приходит к выводу о необходимости перехода человечества от безу­держнои экспансии к сознательному самоограничению во всех сферах деятельности, основанному на высокой ответственности каждого.