Культура.

Термин «культура» происходит от латинского - возде­лывание, обработка, воспитание, развитие. В истории куль­тура понималась как «воспитанность», соответствие идеа­лам гуманизма и просвещения.

Французские энциклопедисты в 18 в. дали следующее определение: культура - это то, что создано и создается че­ловеком (материальное и духовное), в отличие от природ­ных вещей и явлений. Культура - это все, что человек про­изводит, и сам способ данного производства. Культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распростра­няется на общественные отношения и продукты духовного производства. Культура - результат взаимодействия природы, отдельных людей и общества в целом.

Культура как совокупность всех материальных и духов­ных ценностей генетически связана с природой, с общест­вом и конкретными людьми, которые ее создали. Но после своего рождения культура приобретает свойство автоном­ности (судьба пирамид, московского Кремля). Самым суще­ственным философским признаком предмета культуры яв­ляется его двойственность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и качества, Бложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств. В этой двойственности - суть культуры как общественно­исторического способа адаптации человека к миру.

Мир культуры включает в себя процесс и результат че­ловеческой деятельности. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, на­стоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории. В процессе удовлетворения физиологиче­ских потребностей формировалась телесная культура чело­века, как базовый фундаментальный слой культуры.

Обеспечение себя пищей, защита от внешних проявле­ний среды требовали. все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе зародилась новая грань культуры - ее организационная форма. Новая стадия разви­тия потребовала принципиально нового уровня организации культуры - обеспечение технологической деятельности пу­тем управления людьми. Так зародилась идея государствен­ности. Самообеспечение и управление как явление культу­ры принимали формы символического выражения. Зачас­тую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса-человека и общества. Культура во мно­гом носит символически- знаковый характер.

В зависимости от материальных или духовных потребностей людей культура делится на материальную и духов­ную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Новоговремени, современная культура.

В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция «замкнутых культур» О.Шпенглера представляет противопоставление культуры и цивилизации как целого и части.

Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни людей, характеризующийся воспроизводством, потреблением и распределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, соци­альными институтами и системой общественных отноше­ний. Культура со временем отождествилась с цивилизацией. Она соответствует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для рас­крытия содержания искусства и всей эстетической жизни общества. Она взаимосвязана с цивилизацией, которая яв­ляется необходимым условием существования зрелой куль­туры. Культура выражает особый способ освоения челове­кои мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.