Культура.
Термин «культура» происходит от латинского - возделывание, обработка, воспитание, развитие. В истории культура понималась как «воспитанность», соответствие идеалам гуманизма и просвещения.
Французские энциклопедисты в 18 в. дали следующее определение: культура - это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений. Культура - это все, что человек производит, и сам способ данного производства. Культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а распространяется на общественные отношения и продукты духовного производства. Культура - результат взаимодействия природы, отдельных людей и общества в целом.
Культура как совокупность всех материальных и духовных ценностей генетически связана с природой, с обществом и конкретными людьми, которые ее создали. Но после своего рождения культура приобретает свойство автономности (судьба пирамид, московского Кремля). Самым существенным философским признаком предмета культуры является его двойственность и двухкачественность. Уже при создании каменного топора видно, что в этом изделии есть природные качества (вес, прочность) и качества, Бложенные в него производителем. Поэтому любой образец культуры несет в себе систему природных и социальных качеств. В этой двойственности - суть культуры как общественноисторического способа адаптации человека к миру.
Мир культуры включает в себя процесс и результат человеческой деятельности. Живя в мире культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя феномены материальной культуры (дети, вещи) и духовной культуры (идеи). Тем самым он общается с прошлым, настоящим и будущим, включаясь в движение мировой истории. В процессе удовлетворения физиологических потребностей формировалась телесная культура человека, как базовый фундаментальный слой культуры.
Обеспечение себя пищей, защита от внешних проявлений среды требовали. все более совершенной организации жизни общества, и на этой основе зародилась новая грань культуры - ее организационная форма. Новая стадия развития потребовала принципиально нового уровня организации культуры - обеспечение технологической деятельности путем управления людьми. Так зародилась идея государственности. Самообеспечение и управление как явление культуры принимали формы символического выражения. Зачастую причиной этого была необходимость подтверждения социального статуса-человека и общества. Культура во многом носит символически- знаковый характер.
В зависимости от материальных или духовных потребностей людей культура делится на материальную и духовную. Историческая типология разбивает ее по эпохам: культура Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Новоговремени, современная культура.
В человеческой истории культура выделялась по различным основаниям. Концепция обособленных культур, идея Н.Я.Данилевского, который выделил 10 основных культур, указал на свойство локальности культур, борьбы друг с другом и внешней средой. Концепция «замкнутых культур» О.Шпенглера представляет противопоставление культуры и цивилизации как целого и части.
Современное определение культуры определяет ее как способ и содержание жизни людей, характеризующийся воспроизводством, потреблением и распределением мат. и духовных ценностей, нормами и принципами жизни, социальными институтами и системой общественных отношений. Культура со временем отождествилась с цивилизацией. Она соответствует более высокому уровню развития по сравнению с варварством. Культура используется для раскрытия содержания искусства и всей эстетической жизни общества. Она взаимосвязана с цивилизацией, которая является необходимым условием существования зрелой культуры. Культура выражает особый способ освоения человекои мира и самого себя, является ориентиром развития цивилизации.