СООТНОШЕНИЕ ЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ

Знание — объективная реальность, данная в сознании че­ловека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный практикой процесс при­обретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодейст­вие объекта и субъекта, результатом которого является но­вое знание.

Термин знание употребляется в трех основных аспектах: 1) способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности; 2) любая познавательно значимая ин­формация; 3) особая познавательная единица, существую­щая во взаимосвязи с практикой. Второй и третий аспекты и есть предмет исследования особой философской дисципли­ны - теории познания, гносеологии.

На ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, это сведения о природе, людях, ус­ловиях их жизни, общении, социальных связях и т. д. Осно­вой данной формы познания были опыт повседневной жиз­ни и практика. Одной из исторических форм было игровое познание. В ходе игры человек осуществляет активную по­знавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний. Важную роль на) начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно пред­ставляет собой фантастическое отражение реальности, яв­ляется бессознательно-художественной переработкой при­роды и общества народной фантазией. В рамках мифологий вырабатывались определенные знания о природе и людях.

Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболь­шее развитие в искусстве. Древнейшими формами познания являются философское и религиозное познание.

Важнейшей формой познания является научное позна­ние. Наука - это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука имеет цель: постижение истины и открытие объ­ективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции раз­вития действительности и способствовать их изменению.

Уже античные философы стремились выявить специфи­ку познавательного процесса, его уровни, формы и проти­воречия. Аристотелем была создана формальная логика, Ге­раклит и Платон разработали диалектику, исследовались проблемы истины и заблуждения.

Большой шаг в развитии теории познания и методологии был сделан в философии Нового времени. Процесс по­знания стал предметом специального исследования таких философов, как Локк и Лейбниц. Ими были разработаны эмпирический, рационалистический и универсальный мето­ды, заложены основы математической логики, сформулиро­ван ряд диалектических идей.

Главное достижение немецкой классической философии - диалектика: трансцендентальная логика Канта его учение о категориях и антиномиях, антитетический метод Фихте, диалектическая натурфилософия Шеллинга. Гегель представил диалектику как систему категорий, обосновал поло­жение о совпадении диалектики, логики и теории познания, дал систематическую критику метафизического метода мышления.

Много продуктивных мыслей, связанных с разработкой теории познания, содержится в русской философии. Это идеи о роли практики в знании, о совпадении форм мышле­ния с формами бытия, о значении философии для научного познания (Чернышевский), В.Соловьев занимался вопроса­ми различий между философской и формальной логикой, о формах знания и истине.

В современной западной философии проблемами познания занимаются представители постпозитивизма, струк­турализма, аналитической философии, герменевтики, эво­люционной эпистемологии. Содержательно и адекватно проблемы познания решает диалектико-материалистическая гносеология.