СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием феномена сознания. Второй - объяснял, как воз­можно само сознание, т.е. объяснял сам феномен сознания. В философии античности и Нового времени эти способы не различались, а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании, то вопрос о его природе ис­черпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его «шагов», как ощуще­ние, восприятие, представление и т.д.

Современные философы взяли на себя смелость поста­вить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достовер­ные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности.

Сознание - это то, что отличает человека от других жи­вых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отда­вали главенство душе, а не телу, именно душа была носите­лем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие «ум», как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствами эмоциям.

И.Кант выделил в качестве исходных способностей ду­ши способность чувственного познания, далее рассудок, по­том разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая позна­вательная ценность получил название «интеллект».

Теории происхождения сознания:

■ Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей су­ти и исходит из Космоса. Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку.

■ Человеческая точка зрения: сознание - продукт чело­веческого мозга и присуще только человеку.

Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому сознание можно оп­ределить как субъективный образ объективного мира. Соз­нание в некотором смысле вторично по отношению к мате­рии

По времени своего существования материя существует вечно. Сознание же появляется только со становлением об­щества и рождением человека. Возраст сознания в сравне­нии с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течение 2,5-3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития.

Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет иде­альную природу - это положение признают и материали­сты: идеальное сознание производив от материи.

В философии существует несколько подходов к про­блеме сознания:

Физикализм - материалистический подход к проблеме сознания, отрицающий его как самостоятельную субстан­цию и объясняющий его как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук.

Солипцизм - крайний взгляд на природу сознания, со­гласно которому сознание индивидуально, оно - единст­венная достоверная реальность, а материальный мир - его порождение.

Объективный идеализм - признает наличие и сознания и материи, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания».

Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.