БЫТИЕ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОСТМОДЕРНЕ
Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в западной новоевропейской традиции. Субъективность бытия они восприняли как смену власти Бога властью призрачных феноменальностей, где на первом месте - меркантильные интересы и желания человека.
Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевропейского понимания бытия, подчеркивал, что западноевропейский человек понимает себя как индивидуальное мыслящее сознание, а все прочее как данность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую инстанцию, которая противостоит бытию. Учение Декарта, в котором на место .безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л.Франк охарактеризовал как глубокое и гибельное заблуждение, принесшее безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества.
Н.А.Бердяев - русский религиозный философ (1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это привело к «роковому» разрыву с Абсолютом.
«Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне суждения не может быть и речи о бытии», - писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиозной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского мировоззрения Франк описал так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и составляет суть русского антагонизма». Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более очевидным и ценностным, чем«Я» с его сознанием.
Русская религиозная философия утверждала первичность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бытия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия - это самораскрытие бытия, его самооформление. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности как практической, так и теоретической. Творчество русских религиозных философов было направлено на уяснение глубочайших бытийных истоков человеческого существования.
Философы-постмодернисты пытаются использовать идею бытия как идею становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В этой связи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре, во- вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно- мыслительную форму ее выражения.
Все философы-постмодернисты заняты, поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от философии классического рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мнению, ни одно описание мира - научное, философское, религиозное - не является точной репрезентацией мира, каков он есть сам по себе. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.
Постмодернисты отвергают идею абсолютного бытия потому, что она оправдывает необходимость человеку подчиняться высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то высшего, люди добровольно поработили себя. Избавиться от этого порабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль «высшее-низшее», оправдать тягу человека к запретному, доказать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми - задача философии постмодерна.