ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Философия постмодернизма возникла во второй поло­вине 20 в., когда европейская философия, опираясь на идеи иррационализма и идеи экзистенциалистской философии, отказалась признать ценность и необходимость разума для человечества.

Для постмодернистов главное восприятие жизни - «сво­бода во всем». Человек должен жить «без границ», без всякои оглядки на запреты и правила, не оценивая свои по­ступки сквозь призму разума. Разум в философии постмо­дерна не имеет права судить и оценивать. Разум дискреди­тировал себя в глазах человечества, приведя его в тупик и поставив перед лицом глобальных катастроф. Во имя абст­рактных идей, в поисках незыблемых истин, разум провел человечество через безумие революций и ад мировых воин и поэтому ему не следует доверять. Человеку следует жить не по правилам разума, а руководствуясь эмоциями и ин­туицией. Следовательно, наука признается областью вероятных знаний. Вся наука имеет характер гипотезы. Культура проникнута формами коллективного бессознательного мироощущения.

Яркими представителями постмодернизма являются ев­ропейские мыслители:. Ж.Деррида, Ж,Батай, П.Рикер, Р.Барт, Ю.Хабермас, русские философы Г.Т.Шпет, В.Подорога.

Философия постмодернизмавоплощает в себе некото­рые общие черты, присущие предшествующим течениям современной философии, выражает тенденцию к их сбли­жению и слиянию. Своим содержанием постмодернизм от­ражает смысл и современной философии и культуры, новый стиль мышления и подходов в исследовании.

Основные положения философии постмодернизма мо­гут быть сведены к следующему: критика всех форм фило­софии Б.Спинозы - монизма, особенно проявление деспо­тизма и тоталитаризма~ провозглашение философии плюра­лизма, которую представляет Г.Лейбниц; обоснование идеи множественности, многообразия в качестве исходных ха­рактеристик природы и общества.

Эти общие положения конкретизируются тезисами:

Признание многомерности объективной реальности, множественности, разнокачественности как ее сущности, так и xapaктepa связей и отношений между ее формами.

Объективная реальность может быть не только идеаль­ной или материальной, но и мистической.

Современное видение свойств мира допускает его оцен­кй одновременно и как единичного и как разделенного. Для современной философии мир не только упорядочен и орга­низован, но одновременно беспорядочен и хаотичен.

Сочетание онтологического плюрализма с плюрализмом гносеологическим. В теории познания признается неустра­нимость множественности описаний, подходов, точек зре­ния, обосновывается необходимость отношений дополни­тельности между ними.

Эти принципы реализуются в таких сферах как философия, культура и религия. .

Постмодернизм призывает стереть все существующие границы.

Одно из главных достоинств постмодерна - новизна.

Новое ценно само по себе; вне связи с прошлым. Настоящее - ново. Настоящее - главная цель бытия. Важна свобода творчества. Свобода личности, свобода в культуре. В культуре важно обеспечить свободу интерпретации, в науке - ­свободу вымысла.

Достоинством постмодернизма является стремление преодолеть издавна сложившуюся в философии конфронта­ционность разделившую философов на материалистов и идеалистов, рационалистов и иррационалистов, теистов и атеистов, коммунистов и антикоммунистов.

Политическим идеалом постмодернистов является де­мократия с ее многопартийностью, свободой веры, плюра­лизмом ценностей. Демократия способна и должна разру­шить единую систему ценностей общества, стереть грань скрытого и oткpытго в личности и обществе, дозволенного и недозволенного. Представители постмодерна определяют свое направление в таких понятиях как: «игра», случай», «анархия», «деконструкция» и т.д.