НЕОТОМИЗМ
Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. В Западной Европе продолжает активно развиваться философия христианства. Она существует в трех основных формах: философия католической церкви, православия и философия протестантизма. В Европе наибольшее распространение получила философия католицизма, она названа новой теологией, а в отечественной философии - неотомизмом. Неотомизм в 1879 г. был объявлен единственной истинной философией, соответствующей христианскому учению.
Несхоластическая философия и неотомизм как ее ответвление развивались в русле христианской мысли для размежевания с другими направлениями по интерпретации истин веры, доказательства бытия Бога. Они уточняют сущность и границы рациональности человека и моральных норм, изучают область раскрываемого в природе человека при помощи разума. Вместе с тем, неотомизм занимается толкованием естественнонаучных теорий и социальной практикой.
Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Ж.Маритен (1882-1973), Э.Жильсон (1884-1978), Ю.Бохельский (1902), Е. Корет, К.Ранер (1904-1984), Ф.Стенберген (1904). Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм; созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.
Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф.Аквинского. В его учении впервые было дано достаточно глубокое обоснование возможности гармоничного сочетания веры и разума.
Содержание неотомизма - это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной духовной жизни.
Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности.
Знание христианской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре внимания социальнофилософских концепций неотомизма.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом; эмпирической и рациональной формой познания. Они стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошибки и попросить за них прощение. Основные части неотомизма - метафизика, гносеология, натурфилософия. Основной раздел неотомизма - метафизика учение о принципах бытия. Метафизика состоит из общей метафизики, включающей, в свою очередь, из антологии (учении о бытии), природной теологии (учение о Боге) и прикладной метафизики - учения об окружающем мире, и человеке.
Центральной проблемой в неотомизме остается проблема Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Это базисные положения любой формы теизма, которые вбирает в себя и философская модель неотомистского мышления. Но, вместе с тем, неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Современный томизм представляет собой антропологическую ориентированную философию. Ж.Маритен считал, что личность является наиболее совершенным и благородным проявлением природы. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается. В связи с принятием этих истин в философии неотомизма как в философии экзистенциализма важнейшей категорией стало понятие «Человеческого существования», «экзистенции».
Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышления - это проблема богопознания.