НЕОТОМИЗМ

Широкое распространение сегодня получили различные религиозные модели философского мышления. В Западной Европе продолжает активно развиваться философия хри­стианства. Она существует в трех основных формах: фило­софия католической церкви, православия и философия про­тестантизма. В Европе наибольшее распространение полу­чила философия католицизма, она названа новой теологией, а в отечественной философии - неотомизмом. Неотомизм в 1879 г. был объявлен единственной истинной философией, соответствующей христианскому учению.

Несхоластическая философия и неотомизм как ее от­ветвление развивались в русле христианской мысли для размежевания с другими направлениями по интерпретации истин веры, доказательства бытия Бога. Они уточняют сущ­ность и границы рациональности человека и моральных норм, изучают область раскрываемого в природе человека при помощи разума. Вместе с тем, неотомизм занимается толкованием естественнонаучных теорий и социальной практикой.

Наиболее влиятельными представителями неотомизма являются Ж.Маритен (1882-1973), Э.Жильсон (1884-1978), Ю.Бохельский (1902), Е. Корет, К.Ранер (1904-1984), Ф.Стенберген (1904). Неотомизм пытается синтезировать эмпиризм и рационализм; созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность, религию и науку. Им про­должается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.

Основу неотомизма составляет философия средневеко­вого схоласта Ф.Аквинского. В его учении впервые было дано достаточно глубокое обоснование возможности гармоничного сочетания веры и разума.

Содержание неотомизма - это развитие основных поло­жений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма - тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности.

Знание христианской традиции, языка своего народа, литературы, культовой деятельности католической церкви, общего идейно-культурного контекста в котором находится католицизм - стоят в центре внимания социально­философских концепций неотомизма.

Современные неотомисты стремятся подняться над про­тиворечиями между материей и идеей, гностицизмом и аг­ностицизмом; эмпирической и рациональной формой по­знания. Они стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошиб­ки и попросить за них прощение. Основные части неотомизма - метафизика, гносеология, натурфилософия. Основ­ной раздел неотомизма - метафизика учение о принципах бытия. Метафизика состоит из общей метафизики, вклю­чающей, в свою очередь, из антологии (учении о бытии), природной теологии (учение о Боге) и прикладной метафи­зики - учения об окружающем мире, и человеке.

Центральной проблемой в неотомизме остается пробле­ма Бога. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотво­ренная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире. Это базисные положения любой формы теизма, кото­рые вбирает в себя и философская модель неотомистского мышления. Но, вместе с тем, неотомизм провозглашает вы­сокое значение человеческой личности. Современный то­мизм представляет собой антропологическую ориентирован­ную философию. Ж.Маритен считал, что личность является наиболее совершенным и благородным проявлением приро­ды. Бог, создав человека, не придал ему совершенный, ко­нечный вид. Личность рождается свободной и сама совер­шенствуется и развивается. В связи с принятием этих истин в философии неотомизма как в философии экзистенциализ­ма важнейшей категорией стало понятие «Человеческого существования», «экзистенции».

Главное, что привлекает людей к модели религиозного мышления - это проблема богопознания.