ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Одним из крупнейших и влиятельных течений совре­менной философии является экзистенциализм. Он сформи­ровался в Западной Европе в период между двумя мировы­ми войнами. Большее влияние на идеи экзистенциализма оказали работы датского философа середины 19 в. С.Кьеркегора и немецкого философа начала 20 в. Э.Гуссерля. Родоначальники этого течения - немецкие фи­лософы М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969), франц. философ Ж.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889­1973), А.Камю (1913-1960). Экзистенциализм явился фило­софской реакцией на позитивизм. Его центральная пробле­ма - человек и его существование в мире, проблема отчуж­дения индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение индивида как превращение деятельности чело­века, ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним, враждебную ему силу, и как противостояние человеку государства, его институтов и других членов общества.

Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. У поколения западной интеллиген­ции, переживших ужасы двух мировых воин, эта философия вызвала интерес тем, что она обратилась к проблеме крити­ческихи кризисных ситуаций, в которые попадает челове­чество. Почему возникают кризисы ума, нравственности и гуманности? Экзистенциалисты считают, что катастрофиче­ские события новейшей истории обнаружили неустойчи­вость не только индивидуального, но и всякого человече­ского бытия. Человеку, чтобы выжить, необходимо разо­браться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности. Эта философия сосредотачивает свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира.

Причины возникновения экзистенциализма: нравствен­ный, экономический и политический кризисы, открытия науки, поставившие человечество на грань самоуничтоже­ния, приближение экологической катастрофы, усиление жестокости по отношению к человечекой личности, возикновение тоталитарных режимов фашистского толка, издержки техногенного обществ.

С.Кьеркегор считал, что философия уделяет огромное внимание второстепенным вопросам, забывая о проблемах конкретной личности. Философия должна помочь человеку в решении его проблем, вооружить его вернои теориеи для решения этих проблем, помочь ему познать истину, ради которой его жизнь приобрела бы смысл, осознать самого себя. Философ вводит такие "Понятия, как неподлинное су­ществование - полная зависимость человека от общества, отрицание своего «Я», своей уникальности; подлинное су­ществование - выход человека из под влияния общества, нахождение себя - человек хозяин своей судьбы.

М.Хайдеггер считал, что бытие внешнего мира, форми­руется через бытие мира внутреннего, личностного. Время творит внешнее бытие. В своей работе «Бытие и время» он вводит понятие «экзистенциал», обозначающее различные выражения состояния бытия. Бытие для него состоит из: «бытие - с другими», «бытие - самого себя», «бытие в ми­ре» и т.д. «Бытие с другими» обезличивает человека, оно направлено на полную его ассимиляцию. Обретение свобо­ды личности и смысла личностного бытия возможно лишь при условии отстаивания человеком своей идентичности.

К.Ясперс в книге «Психология мировоззрения» поднял проблемы экзистенциализма в 20 веке. Он говорит о скры­тых возможностях человеческой личности, что в опреде­ленных условиях, так называемых «пограничных ситуациях» между жизнью и смертью, эти возможности проявляются, и человек осознает себя и свое «Я» и соприкасается с транстендентальностью – полным раскрепощением внут­ренней энергии, которая выражается в эротике, свободе, согласии с самим собой, конечности бытия - смерти.

Учение экзистенциалистов носит нравственноэтический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни основных представителей этого течения его влияние ослабло, однако основные его идеи были освоены другими направлениями современной философии.