НАПРАВЛЕНИЯ И ИДЕИ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ 20 ВЕКА

Западная философия конца 19 - начала 20 вв. представ­ляет собой множество отдельных течений и школ. Все эти учения, в принципе, опирались на достаточно сходные ос­нования: идеализм в его различных модификациях, иррационализм, субъективизм, аналитическая философия, философия науки.

20-е столетие прошло в непрерывных поисках приемле­мой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в различных отраслях знаний. Одновременно научно-технический прогресс поро­ждал кризисы во многих сферах жизни.

В социальных отнощениях усилился антагонизм между трудом и капиталом в его сферу попали огромные массы людей, присущие капитализму противоречия распространились на отношения между странами. Все это время филосо­фия различными способами искала объяснение этих про­цессов, либо стремилась отвлечь от их истинной природы антагонизмов капиталистической системы.

Можно с уверенностью сказать, что западная филосо­фия в значительной степени стала антропологией - в первой половине 20-го столетия в ней произошел поворот к про­блеме человека. На смену идей 17-18 вв. о мировом начале приходит философия, начало которой положили философы С.Кьеркегор, Ф.Ницше и А.Шопенгауэр.

Именно в учениях этих философов произощел надлом классической немецкой философии. Эти философы показа­ли, что познание и процесс добывания истины даны далеко не всем и каждому, мир не является рациональной единой системой, прогресс в науке может привести человечество на грань исчезновения.

История оказалась иррациональной, а познание аристо­кратично. Попытка создания всеобъемлющего мировоззре­ния оказалась утопией из-за крайней индивидуализации че­ловеческого бытия. Они поставили в центр философских проблем человека.

Идеи этих философов отчетливо просматриваются и доминируют в более поздних течениях западно­европейской философии, относящихся к 20-м гг. 20-го столетия.

Основными тенденциями современного философского мышления на западе являются сциентизм, антропологизм, возврат к основам мистико-религиозной философии. Философская мысль в 20 в. выдвигает целый ряд новых идей, ко­торые удачно конкурируют со старыми идеями «классиче­ской» философии.

Идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа, примата изучения жизни индивида над изучени­ем больших человеческих общностей (классов, народов, эт­носов и т. д.)

Движение от идей свободного и разумного человека, способного кардинально переделать природу, общество и себя лично, к человеку который жестко детерминирован экономикой, политикой, религией и пр.

Открытие у человека подсознания, которое вместе с ин­туицией оказывает огромное влияние на поведение и жизнь индивида, становится центром современной антропологии.

Сознание и разум отдельного человека не понимаются как независимыe структуры, они подвержены влиянию со стороны различных сил государств, партий, авторитетов и т. д.

Производится в жизнь идея двух не зависящих друг от друга линий человеческого знания - научного и философ­ского, имеющих своим конечным продуктом «научную ис­тину» и «философскую правду». Оптимистические идеи «классической» западной философии продолжаются в идеях техногенного постиндустриального общества.

Огромное значение имеют идеи об антигуманистиче­ской сущности науки, деятельность которой может привес­ти к физической гибели человеческой цивилизации или полной его деградации в результате зависимости человече­ского интеллекта от достижений современной электроники, последних разработок cовременных биологов в области клонирования живых существ, возможности контроля над сознанием и поведением огромных масс людей.