ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

Фридрих Гегель(1770-183l) - один из самых выдаю­щихся философов своего времени представитель немецкого кассического идеализма.

Философия Гегеля считается завершением всей западной истории философии, завершением философии Нового IIремени или классического немецкого идеализма.

Основные философские произведения Гегеля: «Фило­софия духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Соответственно философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Ло­гика - важнейшая часть системы. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. Логика предшеeт истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытие, о сущности и понятии.

По Гегелю, субъективной логике (учению о человече­ском мышлении) должна предшествовать логика объектив­ная - учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (Мирового Духа, Бога). Главное в философии Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития (в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.

Гегель считает, что благодаря мышлению человек обна­руживает тождественность субъекта и объекта. Эту тожде­ственность Гегель называет идеей. Обнаружение идей, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать фи­лософствовать не с субъекта, а с самих идей. Философия -

это постижение мира в идеях. Для того чтобы возвысить философию до уровня науки, Гегель строит систему идей и старается вывести из одной идеи последующую. Философия у Гегеля становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой.

Причиной движения идей являются противоречия.

Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к дру­гой более совершенной, не абстрактной, а конкретной.

От логики Гeгeль переходит к философии природы. Со­зидательницей природы является идея, она порождает при­роду. Природа развивалась поэтапно: механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных дога­док о взаимной связи между отдельными ступенями орга­нической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.

Величайшая заслуга Гегеля - в разработке проблем диа­лектики. Он вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого - в новое, дви­жении от высших форм - к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире.

Гегель создал непревзойденную систему категорий диа­лектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное, - эти категории органично переходят друг в дру­га.

Гегелю принадлежит открытие основных законов диа­лектики: закона количественно-качественных изменений, закон проникновения противоположностей и закон отрица­ние отрицания.

В сфере социально философских концепций Гегель вы­сказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории.

Наибольшее влияние Гегель оказал на области филосо­фии государства и философии истории. Общая мировая ис­тория рассматривается им как процесс самосознания миро­вого духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свобо­ды».

Свобода по Гегелю состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа и его волнением (государством и правом).

Результатом геrелевской системы явилось учение К.Маркса. Значительно влияние Гегеля наясториографию­он убедил в своей правоте даже тех историков, которые возражали против работ философов-систематиков.