ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ 19 ВЕКА
Немецкая классическая философия является влиятельным течением философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шиллинга, Л.ФеЙербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, передача идей между поколениями и современниками. К этому течению можно отнести философию К.Маркса и Ф.Энгельса. Учение этих мыслителей вписывается в традицию немецкой клаассической философии, представляя собой завершающий этап ее эволюции. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой философской проблем.
И.Кант - основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в науке, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. В его творчестве выделяют два периода - докритический, в котором он решает естественно научные проблемы, и критический, когда он написал свои главные произведения - «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика Практического разума (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика). Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, при этом онопирался на законы Ньютона. Он впервые поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов, выдвинул идею о категориях - основополагающих, общих понятиях, которыми оперирует философия.
Кант сформулировал моральный закон - нравственный иммператив: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом». Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.
В философии Ф.Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа от его чистого бытия к природе, а затем к человеческому обществу. Гегель обосновал концепцию объективного идеализма. Он демонстрирует действие диалектических законов в мировом процессе: закон единства противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания. основной заслугой мыслителя перед философией является разработка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Л.Фейербах является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал материалистическую теорию познания с высокой оценкой роли чувствв познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, выступал как атеист, разработал основные принципы гyманизма. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы немецкого материализма.
В начале 40-х годов 19 века возникает марксизм, (К.Маркс и Ф.Энгельс). Это сложная мировоззренческая система, которая включает в себя философию, политэкономию и теорию научного социализма. Марксизм явился теоретическим выражением кризиса капитализма и по своей социальной сути отразил политические цели и интересы пролетариата. Сущность экономического учения марксизма составляет теория прибавочной стоимости, которая раскрывает механизм эксплуатации наемного труда. Политическое учение марксизма сформулировано в теории научного социализма. Это учение о пяти формациях развития человеческого общества. Теоретической и методологической базой политэкономии и теории социализма является марксистская философия в форме диалектического и исторического материализма. Специфика марксистской философии - в ее социальной направленности.