СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБОЯЗЫЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Средневековая арабская философия развивалась не только в лоне мифологии и религии, но и науки. Арабские философы тяготели к естествознанию. Им принадлежат крупные открытия в математике, астрономии, медицине, географии. Крупнейшим представителем философии Востока, является среднеазиатский ученый-энциклопедист Адь-Фараби (870-950). Ему принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук.
Для Аль-Фараби средствами познания являются науки, которые подразделяются на теоретические и практические. Первенство он отдает логике, которая позволяет отличить истинное знание от ложного. Философия позволяет понять человеку сущность бытия. Аль-Фараби представлял мир в виде девяти заключенных друг в друга сфер - небосводов, в которых живут души, выступающие причиной вращения этих сфер вокруг Земли. Он использовал аристотелевское учение для объяснена многообразия мира, но не соглашался с Платоном в вопросе о бессмертии души, считая, что душа рождается и умирает вместе с телом. Теория познания у Аль-Фараби - это не теория воспоминания как у Платона, а теория познания мира в единстве чувств и разума, Сущность вещей познается умом, который всегда опирается на логику. Аль-Фараби признает существование Бога и признает его в качестве первопричины бытия, но его философия выражает стремление разобраться в сложнейших вопросах познания и бытия. .
Наиболее выдающимся философом Средней Азии был уроженец Бухары Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037). Он написал более 300 научных трудов, среди которых «Книга исцеления» и «Книга знания». Он был человком подлинно энциклопедической образованности, предложил классификацию наук путем их деления по объектам исследования, осуществленную на основе всестороннего развития науки и экспериментальных данных. Он ориентировал многие философские идеи на достижение естественных наук. Авиценна пытался отделить философию от религии.
В то время как его современники видели роль философии в обосновании догм ислама, он считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога. Причину возникновения Мира он видел в истекании Мира из Божества, но не в воле Бога. Авиценна выступал противником теории «первоточка», заменив ее идееи о движении, которое является неотъемлемым свойством материи. Авиценна высмеял косность и догматизм исламских теологов, считая вечным Бога и окружающий мир, наделяя душу особыми свойствами - идеальностью и вечностью. Философ много внимания уделил анализу таких важных гносеологических проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании, роль логики в научном процессе. Философское и научное творчество Авиценны оказалось важным связующим звеном в культурной традиции человечества, он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной, но и западной науки и культуры.
Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью пользовался Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198). Он жил и творил в Испании. Его учение основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля, логику которого он ценил выше всего. Философия Аверроэса материалистична и возникла как синтез арабской философии и переработанного учения Аристотеля. Основные ее положения заключаются в следующем:
- отвергалась идея сотворения Мира,
- Бог есть, но он не является первичным по отношению к материи, он лишь придает форму материи;
- отвергается идея, что Бог приводит все в движение, движение - самостоятельное свойство материи;
- отвергалась идея бессметия души;
- выдвинута идея о «двойственной истине» - философские и религиозные истины раздельны: то, что истинно в философии, может быть ложно в религии.
Философия Аверроэса получила распространение в Европе в 8-9 вв. и изжила себя в 17 в. в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.