Пример прогнозирования событий

 

Прогноз будущего для одного человека и для целого государства -дело возможное, но не благодарное. Если убедиться, что существует связь между причиной и следствием, то прогноз может быть сделан просто: стоит лишь найти причину и проследить цепочку событий от нее в будущее, - это и будет прогноз.

В древнем Китае мудрецы умели строить цепочки причин и следствий. Например:

 

добро - слава - нажива - тяжба

 

Практика жизни легко и жестоко подтверждала и подтверждает эти связи. Они обязательно осуществляются - для каких-то случаев мгновенно, а для других - не сразу.

Знание приведенной или иноj1 закономерности чередования событий позволяет человеку избежать нежелательных для себя событий, пресекая их закономерное чередование на основе другой закономерности. В данном примере следует, сделав добро, не жаждать славы или наживы.

Надо заметить, что прогнозу всегда мешает то, что еще в XIX веке выразил философ Джон Стюарт Милль как «закон множественности причин и смешения следствий», который мы уже обсуждали. Смешение следствий, безусловно, затрудняет прогноз событий и вызывает недоверие к нему.

Другая причина ложности прогнозов скрывается в особенности сознания людей, воспринимающих прогнозы. Чаще всего люди желают иметь однозначное представление о будущих событиях (будет так!). При этом многовариантность развития событий воспринимается как ложь, как отсутствие прогноза. Состояние «витязя на распутье» многих людей не устраивает. В этом смысле показателен пример с предсказаниями знаменитой ясновидицы Ванги: ее прогнозы-предсказания сбывались в 70% случаев и показатель этот очень высокий в сравнении со случайным выбором или угадыванием. Скоре всего, основной причиной ошибок в прогнозах Ванги была не она сама, а люди, которым она указывала на будущее. Большая часть людей (по лености, из упрямства или по другим причинам, исходящим от слабого сознания и веры) не предпринимала для упреждения нежелательных последствий предполагаемого хода событий действии, которые надо было предпринять, или просто игнорировала предсказания, отчего исполнялось не то, что предсказывалось.

Словом, там, где люди пассивно отдаются событиям жизни, не пытаясь выбрать из нескольких вариантов их развития правильный, не пытаясь выстроить свой путь среди возможных, - там никакие прогнозы, не продуктивны. Философы Востока относились к прогнозам как к «пространствам» выбора путей, то есть активно. Они считали, что надо пытаться понять естественный ход событий, тогда волевое вмешательство в него, имеющее пределы возможного, может быть эффективным, поскольку прогноз событий - это «предложение» вариантов. Мы будем рассуждать о прогнозе в таком контексте.

Приведенный выше пример демонстрирует упрощенную закономерность изменчивости. Мировую известность как наиболее совершенной прогностической системы имеет древняя «Книга перемен».

В древности «гадание» по «Книге перемен» носило рекомендующий и предупреждающий характер. Тогда она еще не «предлагала)* вариантов развития ситуаций. По мере освоения мудрости, упакованной в этом древнейшем тексте, открывается, что использовать его для гадания - это почти то же самое, что использовать, например, INTERNET для умножения простых чисел. Привлекательность этой книги как прогностической системы состоит в том, что с ее помощью исследователь мог и может описать не только нынешнее состояние, например, человека, но и предшествующую ситуацию, послужившую причиной случившегося, и будущую, и варианты развития событий.

В разные времена эта «таинственная классическая книга» вдохновляла многих известных мыслителей. Причем, каждый находил в ней что-то и никогда - целое.

Например, Лейбниц увидел в ней логику, которую воплотил в формальные процедуры выведения истинных суждений. К.-Г. Юнг находил непостижимую связь между случайно выбранными человеком элементами «Книги...» - гексаграммами - и его психическими состояниями. Вл. Соловьев исследовал ее как философскую и нравственную систему. Всякий исследователь, убедившийся многократно в объективности того, что описывает «Книга...» на примерах из социальной, химической, технической, психической и других сфер, с волнением и любопытством попытается дать с ее помощью объяснение и прогноз политическим ситуациям.

 

Только неокрепшему сознанию придет в голову иная мысль, например, не совершать добро.

Основываясь на «откровениях» этой «Книги» и на понимании диалектического принципа вариантности, предпримем попытку сделать прогноз развития событий для такой могучей страны как Россия.

При этом будем более заботиться о методе прогнозирования, чем о результате. А если получится результат, поддающийся осмыслению, то обрадуемся. А если результат будет еще и благоприятным для отечества, то обрадуемся вдвойне.

Если попытаться описать развитие событий в России в виде некоторой периодичности смены настроения народа, то уместно среди прочих выделить такие 6-ти летние периоды: 1986-1991 гг., 1992-1997 год. Первый из этих периодов хорошо согласуется с ситуацией №1 из «Книг перемен». Эта ситуация называется «Творчество» и является началом нового Большого цикла. Именно с ожиданием творческого обновления содержания жизни многие из нас связывали события тех лет.

Следующая за ней ситуация по «Книге» -ситуация .N2 «Исполнение». (1992-1997).

«Ситуация исполнения творчества является закономерным этапом естественного развития, как борьба света и тьмы, ибо сила тьмы - слепая необходимость, а не ясная сознательность. Поэтому в процессе исполнения замыслов вождей среда должна быть податливой и пластичной, то есть лишена какой бы то ни было собственной инициативы. Но вместе с тем, она не должна быть бессильной, иначе она не сможет исполнять решения вождей. При наличии в качестве лидера благородного человека результат такой исполнительности может быть положительным. Если лидер не соответствует ситуации и не имеет творческих замыслов, то исполнение не Может привести к благому результату, так как возникнет бой тьмы со светом.»

Но, кроме этого варианта развитие перемен событий могло пойти и по другим вариантам. Это так., поскольку точно такое же начало, как и в ситуации.N2 2, имеют и другие ситуации. Это ситуации .№ 12,23,35, 45.

Итак, вариантов продолжения ситуации «Творчество» было пять (начиная с 1992 года): «Исполнение» - ситуация №2; «Упадок» - ситуация №12; «Разорение» - №23; «Восход» - №35 и «Воссоединение» - №45. Для каждой из этих ситуаций существовали свои варианты развития событий на последующие 6 лет (с 1998 по 2003 год включительно). То есть, «выбор» страной одного из этих вариантов определял развитие событий на последующие годы. К середине 90-х годов один из вариантов уже состоялся реально, так как сам период близился к концу. Это ситуация, которую точно описывает понятие «Упадок». То есть уже была дорога, которая «выбрала нас».

Сейчас можно сказать, что ситуация «Исполнение» не состоялась, хотя попытки ее осуществить были. Если бы этот вариант событий был реализован, то нас могла бы ожидать череда ситуаций, названия которых говорят сами за себя: «Начальная трудность»; «Недоразвитость»; «Необходимость ждать»; «Тяжба»; «Войско» и так далее до 2007 года и далее. Можно показать, что не состоялись и ситуации «Разорение», «Восход» и «Воссоединение».

Теперь, когда уже начался новый 6-ти летний период, появился и новый «расклад» возможностей для выбора, но уже из меньшего числа вариантов, чем это было после завершения ситуации «Творчество». Выбор ограничен тем, что, по крайней мере, три из пяти предыдущих ситуаций («Разорение», «Восход» и «Воссоединение») представляют собой очередности ситуаций с 12-летним периодом. Это означает, что они должны быть завершены, чтобы «освободить дорогу» новым периодам. Поскольку, этого нет, то принимать во внимание разветвление вариантов развития этих ситуаций пока не стоит.

Естественным продолжением ситуации «Упадок» по «Книге перемен» является ситуация «Единомышленники», которая является 6-ти летним началом (1998 - 2003) 12-ти летнего периода (1998 - 2009).

 

«Какой бы высоты не достиг расцвет предыдущего процесса, после упадка приходится начинать подъем сначала. На сей раз это делается совместно с другими. Для такого совместного действия необходимо, чтобы осуществляющие подъем люди обладали тождественным положением и тождественным целеустремлением. Так наступает пора действия единомышленников. Они все начинают с совершенно необработанной почвы, с «пустоши», на которой и начнется их совместное действие»

Если эта ситуация получит развитие за три года, то к 2007 году у нее может быть еще пять вариантов, в том числе, и очень хорошего продолжения. А уж если эта ситуация получит максимальное развитие до конца, то ее продолжением закономерно станет ситуация - «Обладание великим» (Владение многим). А не этого ли жаждет наш измученный переменами народ?

Масленников В.Г Опыт анализа с прогнозированием развития России с помощью древнекитайской «Книги перемен»/Деловая информация, №8, 1996 С. 47-62

Вот их краткая характеристика.

«Разорение»: «В результате завершения этой ситуации простые люди потеряют все, а благородные люди приобретут ценный опыт на будущее». За «Разорением» естественно следует «Возврат». «Возврат» - это то время, когда после самого темного периода в году свет начинает прибывать, когда происходит возврат к созидательной деятельности

«Восход» - выражает типичный процесс восхождения на вершину власти лидера. Этот процесс закономерно начинается с, желания лидера добиться доверия народа, с многочисленных обещаний, которые невозможно выполнить все, что тоже закономерно. Этот процесс должен был бы завершиться свершением хотя бы возможного, прежде чем не начнется ситуация «Поражение света».

«Воссоединение»: «это может быть воссоединение сил двух людей, групп людей, народа и народов. После того, что было ранее, воссоединению может быть препятствие в виде взаимного недоверия людей, потому процесс этот очень трудный, но закономерно необходимый. Формы воссоединения могут быть самые разные». За «Воссоединением» следовал бы «Подъем»

 

После уничтожения упадка и совместного действия единомышленников все оказывается в их руках. Они сообща обладают великим. Поэтому никакие препятствия на их пути развития невозможны, и их развитие идет так, как оно изначально задумано. Силы света здесь действуют сообща. В данной ситуации, не смотря на ее благоприятность, необходима полная активность. Она необходима как со стороны ее обладателя (обладателей), так и со стороны его (их) великих владений.

 

Общая картина вариантов развития событий представлена на схеме. Стоит ли заглядывать дальше, если картина ясна. Надо бы выбирать!

 

«Умного история ведет, а неумного - тащит».

 

Задание

Найдите не менее пяти оснований того, что приведенный пример является воплощением диалектической логики.

Определите несколько причин сомнения в этом.

 

Универсальный характер древнего текста («Книги перемен») определяется тем, что он воплощает в себя фундаментальные диалектические принципы. Это такие принципы (они :нсе и основания для доверия прогнозу):

- принцип полярности;

- принцип ритмичности; ·

- принцип предельности;

- принцип вариантности перемен;

- принцип асимметрии.

На наш взгляд, не известно другого подобного труда, в котором эти начала природы были бы так последовательно, полно и просто выражены.

Сомнения в прогнозе могут быть обусловлены сомнением в правильности интерпретации происходящих событий и сопоставлении ритмов с шестилетними периодами перемен. Это, действительно, серьезные аргументы.

Но пусть читатель попробует провести свою интерпретацию, свое объяснение и свое изменение российской действительности. Она, утомленная, .жаждет творческого и любовного отношения к себе.

Применение диалектической логики

ТВОРЧЕСТВО

РАЗРУШЕНИЕ

УПАДОК

ИСПОЛНЕНИЕ

ВОСХОД ВОССОЕДИНЕНИЕ

ВОЗВРАТ

ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ

НАЧАЛЬНАЯ ТРУДНОСТЬ

ПОРАЖЕНИЕ СВЕТА

ПОДЪЕМ

ОБЛАДАНИЕ ВЕЛШИМ

НЕДОРАЗВИТОСТЬ

НАДО ЖДАТЬ

Схема вариантов развития событий в России в соответствии с закономерностями «Книги перемен»

 

Выводы

1. Свидетельством подлинного освоения закономерностей диалектического мышления можно считать применение их для понимания разнообразных явлений действительности. Этому могут существенно помочь аналитические модели, в которых воплощаются эти закономерности. В этом разделе мы называем их диалектическими моделями.

2. Наиболее простая диалектическая модель образуется из компонентов поля ной пары факторов любого исследуемого явления. Такую модель мы назвали двухполярной. Такая модель воплощает в себе диалектические принципы полярности, дополнительности, предельности, гармоничности. Этого уже немало для понимания многих явлений действительности. С помощью этой модели можно качественно или количественно объективно оценить текущее состояние деятельности или процесса на «шкале» полярных свойств, установить характер противоположных тенденций, избежать «одномерного» взгляда на действительность. Это может помочь высказать по отношению к текущему состоянию более объективные суждения, чём просто «хорошо» или «плохо»

3. Для понимания более глубоких сущностей естественных процессов, чем полярность, предельность и гармоничность должна использоваться более сложная модель - четырехполярная модель диалектической логики. Глубина понимания природы наблюдаемых явлений достигается здесь вовлечением в рассмотрение фундаментального диалектического принципа дополнительности в его наиболее значимой форме - в форме принципа «уместности» («неуместности») событий.

В этой модели в рассмотрение вносится аналитическое пространство, отражающее более высокую степень связанности процессов естественного мира. Следование правилам этой модели может удержать исследователя от распространенных глупостей:

- считать, что эффект его решений долго будет положительным;

- думать, что малозаметные изменения в событиях всегда дают малозаметные последствия;

- надеяться, что слабое изменение условий протекания каких-либо процессов не изменяет их по сути.

Эта модель может помочь во многих случаях анализа положения дел, поскольку на модели ярко проявляются диалектические особенности любого состояния. Речь идет о таких особенностях, как ·

- соотношение полярных свойств, ·

- динамика изменения процесса, ·

- степень оптимальности состояний, ·

- степень уместности состояний наблюдаемого процесса по отношению к выделенным как наиболее важным состояниям процесса - условия, ·

- тенденции изменчивости, ·

- удаленность текущего состояния от предельных (опасных) состояний процесса и другое.

Этого уже немало для принятия разнообразных решений об управлении наблюдаемым процессом.

4. Для пущего углубления в реальный мир, для неуспокоенного, неудовлетворенного представлением явлений в виде четырех полярностей и шести связей ума может быть использована более сложная модель. Шестнадцатиполярная модель вносит в рассмотрение идею целого как структурной «единицы» высокого порядка связанности. В этой модели мир представляется в виде 42 диалектически правильных связей. Заметим, что такого представления реальности не удается получить в традиционной системе дифференциальных уравнений. С помощью этой модели появляется возможность понимать и исследовать весьма сложные явления природы, не упуская естественных взаимосвязей между важными компонентами. Это так, поскольку по сравнению с более простыми диалектическими моделями в ней, кроме прочих, отражены закономерности структурной изменчивости естественных процессов.

5. Применение диалектического инструментария к анализу явлений социальной действительности показывает, что многие из них могут быть поняты «обнаженными», то есть очищенными от человеческих «хочу». При этом всякому наблюдательному человеку становится ясно, что вопреки человеческим желаниям, вопреки человеческому произволу, вносящему сущий хаос в наш прекрасный мир, этот мир действует спокойно и строго, поощряя мудрых и наказывая глупых во имя торжества закона Гармонии.

 

Мудрого история ведет, а глупого - тащит