Потренируйтесь

Объединение освоенного уже принципа полярности и обсуждаемого принципа уместности рождает подлинное понимание действительности. Так,

· правда и ложь образуют пару, а условием уместности для них является ... ясность

· классическая физика и квантовая физика образуют пару в современной науке, а условием уместности для них является скорость движения тел.

Попытайтесь и Вы «сделать открытие».

Для каждого явления природы, которое обозначено далее, найдите противоположное ему явление и дополняющее эту пару до целого условие уместности.

1. СИЛА;

2. РАСПАД АТОМНЫХ ЯДЕР;

3. ЖАЛОСТЬ;

4. ТВОРЧЕСТВО;

5. ПРОСТОТА;

6. ЖЕНСТВЕННОСТЬ;

Может быть, читатель не очень расстроится, услышав, что единственно правильного ответа для каждого случая здесь нет, поскольку пару и третий элемент «целого» можно увидеть с разных, точек зрения. Относительно правильные ответы могут быть такими:

1. сила - мудрость - любовь;

2. распад ядер - синтез ядер - вес ядер (сложность структуры ядра);

3. жалость - беспощадность-крепость духа (такт);

4- творцы исполнители - характер выполняемой работы

5. простота - сложность - уровень знания;

6. женственность - мужественность способ понимания

действительности.

В умении видеть и находить концептуальную «вершину треугольника» в окружающих нас явлениях содержится ключ к пониманию происходящего. Благодаря этому «треугольнику» наше сознание приобретает еще одну опору в мышлении в дополнение к тому, что привносит в него принцип полярности. Восхождение к вершине этого «треугольника» переносит наше представление от мира событий и явлений к миру причин событий и явлений. Оттуда, с позиции этой вершины, как с некоторой концептуальной «горы», становится ясным не столько ЧТО происходит, сколько ПОЧЕМУ происходит или КАК происходит.

Хорошо сказал Гете: «Думай о том, что, но больше - о том как, Это его высказывание надо понимать так, что в познании метод познания должен стоять впереди знаний, хотя бы для того, чтобы человек не утонул в полученной им информации.

Справедливый вопрос о том, с КАКОЙ ИМЕННО точки зрения событие уместно или неуместно, оставим на «потом» в надежде, что когда этого «потом» образуется слишком много, то не понадобится его объяснять — это эффект «отталкивания»

На рисунке 8 приведены некоторые полярные мнения относительно «правильного» устройства менеджмента в организации и понимания самой организации. Эти мнения существуют в современном менеджменте и вызывают постоянные споры о том, что «лучше». С позиции принципа дополнительности надо бы запретить себе рассуждать об этом, не введя «треугольник».

 

Условия, при которых это уместно  
Делегирование полномочий   Концентрация полномочий  
Обучение на практике   Обучение «на» теории  
Мир - это система   Систем не существует  
Адаптивное обучение   Генеративное обучение  
Педагогика   Андрагогика  
Изменения - это блага   Изменения - это зло  
Культура «власти»   Культура «задачи»  

Рисунок 8