Потренируйтесь
Объединение освоенного уже принципа полярности и обсуждаемого принципа уместности рождает подлинное понимание действительности. Так,
· правда и ложь образуют пару, а условием уместности для них является ... ясность
· классическая физика и квантовая физика образуют пару в современной науке, а условием уместности для них является скорость движения тел.
Попытайтесь и Вы «сделать открытие».
Для каждого явления природы, которое обозначено далее, найдите противоположное ему явление и дополняющее эту пару до целого условие уместности.
1. СИЛА;
2. РАСПАД АТОМНЫХ ЯДЕР;
3. ЖАЛОСТЬ;
4. ТВОРЧЕСТВО;
5. ПРОСТОТА;
6. ЖЕНСТВЕННОСТЬ;
Может быть, читатель не очень расстроится, услышав, что единственно правильного ответа для каждого случая здесь нет, поскольку пару и третий элемент «целого» можно увидеть с разных, точек зрения. Относительно правильные ответы могут быть такими:
1. сила - мудрость - любовь;
2. распад ядер - синтез ядер - вес ядер (сложность структуры ядра);
3. жалость - беспощадность-крепость духа (такт);
4- творцы исполнители - характер выполняемой работы
5. простота - сложность - уровень знания;
6. женственность - мужественность способ понимания
действительности.
В умении видеть и находить концептуальную «вершину треугольника» в окружающих нас явлениях содержится ключ к пониманию происходящего. Благодаря этому «треугольнику» наше сознание приобретает еще одну опору в мышлении в дополнение к тому, что привносит в него принцип полярности. Восхождение к вершине этого «треугольника» переносит наше представление от мира событий и явлений к миру причин событий и явлений. Оттуда, с позиции этой вершины, как с некоторой концептуальной «горы», становится ясным не столько ЧТО происходит, сколько ПОЧЕМУ происходит или КАК происходит.
Хорошо сказал Гете: «Думай о том, что, но больше - о том как, Это его высказывание надо понимать так, что в познании метод познания должен стоять впереди знаний, хотя бы для того, чтобы человек не утонул в полученной им информации.
Справедливый вопрос о том, с КАКОЙ ИМЕННО точки зрения событие уместно или неуместно, оставим на «потом» в надежде, что когда этого «потом» образуется слишком много, то не понадобится его объяснять — это эффект «отталкивания»
На рисунке 8 приведены некоторые полярные мнения относительно «правильного» устройства менеджмента в организации и понимания самой организации. Эти мнения существуют в современном менеджменте и вызывают постоянные споры о том, что «лучше». С позиции принципа дополнительности надо бы запретить себе рассуждать об этом, не введя «треугольник».
Условия, при которых это уместно | |
Делегирование полномочий | Концентрация полномочий |
Обучение на практике | Обучение «на» теории |
Мир - это система | Систем не существует |
Адаптивное обучение | Генеративное обучение |
Педагогика | Андрагогика |
Изменения - это блага | Изменения - это зло |
Культура «власти» | Культура «задачи» |
Рисунок 8