Найдите в себе
Найдите в кругу своих мыслей и своего отношения к действительности то, что основано на разделении «да» и «Нет». Это либо явные пары, либо неявное преобладание одного в ущерб другому. Последнее наиболее распространено. Ищите это там, где одномерно, однонаправлено, где только «вверх» или только «вниз». Найдите не менее пяти примеров такого рода.
Поразмышляйте о том, как на самом деле происходит в тех явлениях жизни, которые Вы выделили. Есть ли противоречие между тем, что мыслится, и тем, что есть на самом деле?
В чем заблуждения распространенной логики мышления?
В целом основные заблуждения обыденной логики мышления состоят в следующем:
• действительность представляется нам чаще всего в крайних своих проявлениях, а не в оттенках многоцветья.
• Наша мысль выделяет в действительности что-либо одно в ущерб другому.
• Наши попытки найти истину незаметно превращаются в попытки доказательства непротиворечности суждений о ней.
• Наша мысль чаще всего относится к части мыслимого явления или процесса, почти никогда не охватывая его как целое.
• Наше мышление «разделяет» действительность, что естественно для всякого ума, но редко когда «соединяет» ее.
• Наше мышление чаще всего заботится о логике как о правилах умозаключений, но не о логике как о правилах отражения объективного мира.
• В нашем обыденном мышлении смыслы понятий как бы «застывают», «замораживаются», образуя устойчивые, мало изменяющиеся картины мира, за изменение которых мы платим порой стрессами, разочарованиями и разлуками.
В связи с этим интересно одно высказывание Луначарского: «Человек лжет в жизни вообще часто, а в нашей русской жизни и очень часто, трояким образом: он говорит не то, что думает, это ложь по отношению к другим; он думает не то, что чувствует, — это ложь самому себе1 и, наконец, он впадает в ложь, так сказать, в квадрате: говорит не то, что думает, а думает не то, что чувствует».
Естественно задаться вопросом: а есть ли другая логика, которая более правдоподобно, реально отражает действительность и формирует мышление? О ней и пойдет речь. Мы будем называть ее диалектической логикой по основаниям, которые будут введены дальше. Мышление, основанное на закономерностях такой логики, будем называть диалектическим мышлением.
Становление и развитие логики как особой методологии познания происходило в древние времена в различных философских школах. Принципиально различными среди них были европейская школа философской мысли и китайская. Европейская (аристотелевская) методология основывалась на силлогизмах, то есть на построении умозаключений из суждений - посылок и суждений - выводов (гр. syllogismus - умозаключение). Китайская методология формировалась на основе символов и пространственно - числовых структур. «С точки зрения представителей традиционной китайской мысли, сосчитать и облечь в геометрическую структуру, то есть составить таблицу, разложить по клеткам, классифицировать, даже без намека на логическое упорядочение — значит добиться достаточной, а порой и окончательной познавательной оформленности»4. Можно сказать, что китайская логика формировалась по – особенному — как наука о взаимосвязи явлений природы и чисел.
Аналогом китайской логики в Европе была пифагорейско-платоническая структурология, для которой также центральными катёгориями были символы и числа. Но аристотелевская логика возобладала над ней. Стало быть, современная биваленная логика есть результат экспансии одной из возможных форм мышления над другой.
4 Кобзев А.И. - Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1993,с. 33.
Зная об этом, любознательный человек попытается освоить хотя бы некоторые идеи иной формы мышления, чтобы обогатить свое сознание и отношение к действительности. Мы не будем здесь раскрывать «инородную» логику в полноте ее инструментария. Но многие важные ее позиции будут нами рассматриваться в контексте обсуждения закономерностей диалектического мышления.