Билет 1

1.Изображение войны 1812 года в романе Льва Толстого «Война и мир»

Лев Николаевич Толстой отрицал войну, горячо спорил с теми, кто находил в ней красоту ужаса. При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист, но при изображении войны 1812 года автор переходит на позиции патриотизма.

Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война народная. Автор создает множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдаты его полка. Но князь Андрей не только одушевлен всеобщим чувством, а и умеет сказать о нем, анализировать его, понимает общий ход дел. Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить. Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству, и даже не бессознательно, - просто они очень немногословны.

В «Войне и мире» создаются как бы два идейных центра: Кутузов и Наполеон. Мысль о развенчании Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны русских

Наполеон был эгоистически самовлюбленным человеком, самонадеянно считавшим, что вся вселенная повинуется его воле. Люди для него не представляли интереса.

Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост.

«Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений, - говорит Толстой о Кутузове, - лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны».

Толстой создает яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие до сих пор, пока не погибло все нашествие. Платон Каратаев - воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - всех тех качеств, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства.

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати, основная цель которой - ловить «кресты, рубли, чины». Патриотизм московских аристократов заключался в том, что они вместо французских блюд ели русские щи, а за французские слова назначали штраф.

2. Авторская, или бардовская, песня представляет собой современный

жанр устной, так называемой поющейся, поэзии, появившейся на рубе-

же 1950-1960-х годов в неформальной культуре молодых интеллектуа-

лов и студенчества.

Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции лириками, на Руси — гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами и т. д.

В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников. Долгое время барды оставались бродячими артистами, лишь немногие из них становились придворными княжескими музыкантами в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре. Это внешние, но не всегда обязательные признаки жанра.

Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института (именно в этих последних и лежат истоки бардовской песни).

Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного автор-

ского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции неподвластной

цензуре (греческое autos переводится как «сам»). Каждой своей песней ав-

тор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от со-

прикосновения с действительностью».Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шаловичу Окуджаве, наиболее точно выражают сущность авторской песни, которая не пишется по заказу, а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться, поделиться наболевшим. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить...» Авторская песня насквозь пронизана личностным началом, которое определяет все – от

Содержания песни до манеры ее преподнесения, от сценического облика автора-исполнителя до характера лирического героя. Таким образом, современная поющаяся поэзия представляется глубоко интимным, в некоторой степени даже исповедальным искусством, в котором мера доверия и открытости превосходит нормы, допустимые в профессиональном творчестве.

Авторская песня в комплексном смысле – это многогранное социокультурное явление, в известной мере – общественное движение 50 – 90-х годов хх века. Ее роль в истории русской интеллигенции бесспорна.

Пятый межрегиональный фестиваль авторской песни "Свой остров", посвященный 30-летию со дня смерти актера, поэта и певца Владимира Высоцкого открывается в пятницу в Новосибирске, сообщает пресс-центр мэрии.

"В фестивале, посвященном памяти Владимира Высоцкого, примут участие делегации городов Сибири и Дальнего Востока, а также гости из других регионов и ближнего зарубежья", - говорится в сообщении.

Участники фестиваля разместятся в палаточном лагере и в обустроенных домиках на берегу Обского водохранилища. Музыканты примут участие в конкурсе на лучшее исполнение песен Высоцкого и Александра Городницкого, который возглавит жюри. Также барды из разных уголков России выступят с собственными стихами и песнями.

Все запланированные мероприятия будут проходить на территории парка отдыха "Звезда" (бывший пляж "Неоком").

"Вечером 23 июля состоится торжественное открытие фестиваля, а 24 июля - выступления гостей, концерт Александра Городницкого, а также прослушивание участников конкурсного концерта", - сообщает пресс-центр.

Фестиваль завершится в воскресенье 25 июля большим гала-концертом и награждением лауреатов. Вечером гости музыкального праздника возложат цветы к памятнику Владимиру Высоцкому у театра "Глобус" в центре Новосибирска.

Учредители и организаторы мероприятия - Сибирский фонд по увековечению памяти Владимира Высоцкого, управление культуры Новосибирской области, департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска.