Лекция №9

Раньше поэзия объясняла жизнь и мир, в котором живет человек. Чехов же открывает новое. Он отказывается объяснять человека и его место в этой жизни. Чехов говорит, что у него нет мировоззрения и нет веры.

Герой рассказа Чехова убежден: "Наша жизнь и загробный мир одинаковы понятны и страшны".

Герой Чехова стравнивает себя с козявкой, которая ниче не понимает в этой жизни. Также и человек живет, по мнению героя. В этом и есть ужас. "Страшно то, что не понятно" у Чехова.

До Чехова русские писатели изображали мировоззрения героев.

У Чехова есть разные герои. Но всем им свойственно одно. Они не знают смысла жизни.

Два врача в творчестве Чехова: Ионыч и Николай Степанович. Николай Степанович всю жизнь думал об общем благе. И Ионыч, который занимался медициной ради денег. Но оба они не нашли смысла жизни.

Если нет веры - нет ничего. Эту идею называет богом живого человека.

Герои Чехова они даже не могут себя индетифицировать. "Кто я такой...для чего я живу?" - говорит один из героев. Эта радикальная и глобальная потеря смысла жизни. "А разве жизнь вам понятна" - спрашивают герои Чехова. Жизнь страшна и непонятна. Жизнь человеческую написать нельзя.

Чехова интересует, как на человека влияют новые веянья. Например, раньше подыскивали жениха, теперь сами девушки ищут.

Чехова интересует не поведение под влиянием каких-то идей, а как он воспринимает всю свою жизнь в целом. И смотрит на жизнь из старости чаще всего.

Если и показывает героев идеи, то только с одной целью: как идея корёжит жизнь героя. Идея не под силу герою, она коверкает и ломает жизнь. Чехов в отличие от предшественников никогда не оценивает идеи и мировоззрения, которые выражают герои. Если выражают, то смысл сводится не к оценке идеи. Поэтому он не написал роман. Пытался и не написал.

"Ведь если роман выйдет плохо, то мое дело навсега проиграно". Чехов имел все для этого: талант, трудолюбие,владение мастерством.

"Политического,религиозного и философского мировоззрения у меня ещё нет".

Ни один писатель русский не говорил ничего подобного, что он не верит, что вера разрушена. Это уникальное явление - признание Чехова. Как Чехов относился к вере? У него не было веры и виновато в этом детство, когда заставляли петь в церковном хоре. В письме к Дягилеву он утверждает, что нынешний период - это лишь начало того процесса, в результате которого развитие культуры приведет к тому,что человек познает истину о Боге.

Хоть веры не имел, но считал, что вера нужна. "Кто искренне думает, что высшие отдаленны цели мало нужны, тому остается кушать,пить спать или разбежаться и хватить лбом об угол сундука".

Бунина вообще не интересовал смысл жизни. Если у него герой задумался о смысле жизни - значит он больной.

"последовательное, любопытное и законное - отсутствие цели в творчестве".

Долго время Чехов не касался идейных героев и идейных людей.

Чехов думает о претензиях и глупостях героев, имеющих идеи.

Претензии и глупости растут. Он не отрицает то, что написал Тургенев, а дополняет.

Чехова интересует отношение героев к идее, а не самая идея.

Чехов считает, что нужно учится тому, что представляешь, а не просто быть последователем идеи. Для Чехова нет сути в идее, суть для него написать об идеях. Чехов показывает идеи как посторонние силы, подчиняющие человека.

Чехов писал свои юмористические рассказы, изображающие жизнь мещан. В 86 году пишет "об умных людях".

"Хорошие люди". Чехов здесь пишет о журналисте. какие у него были убеждения? "что его писательство свойственно ему органически, ещё во чреве матери была написана вся его программа" Не важна какая программа была, а как он к ней относился. Он верил в право писать и в программу. Сестра восхищается статьями. Он написал "непротивление злу насилием", он поссорился с сестрой. Она сравнивала его с алхимикмом. Он думал не о муках одиночества, не о страданиях, а о своей оскорбленной программе, о своем уязвленном авторском чувстве. Сестра была уже чужой. Он все писал фельетоны. Как-то заболел воспалением легкого. Умер. И никому он нужен не был. Был всеми забыт.

"на пути" На одной из почтовых станций Лихарев рассказывает о некой даме. Говорит, что он имел удивительную способность - верить во все. И вера у него всегда была деятельная, а не мертвая. Пошел в университет. Закончил. Стал в народ ходить, ударился в нигилизм. И что в результате? Я жил, но не чувствовал процесса жизни. Я бесприютен как собака. Я не помню ни одной весны, не замечал как любила меня жена. Если бы я только был несчастлив, то я бы благодарил Бога. Но я был нелеп в своих увлечениях, несправедлив,жесток и опасен. Интеллегнтный,умный и начитанный. Хочет добра, а приносит зло. "каждая моя вера гнула меня в дугу, рвала на части мое тело". Чего не хватает Лихареву? Внутренней свободы, понимания того, что идея - дело рук человека. И как бы ни звали человека. ВСегда относится к идее, а не отдаваться к ней.

Чехов был аполитичным человеком, но не значит равнодушным к человеческим бедам. Он нашел особое предназачение - исследовать патологическое воздействие идей на людей, и обратил внимание на готовность человека судить или осуждать"

"Боже не позволяй мне осуждать или не говорить о том, чего я не знаю и не понимаю".