Основные учения о направленности общественного развития

В истории социальной мысли существует множество самых различных взглядов относительно направленности исторического процесса. Все они могут быть разделены на три группы. Во-первых, теории, согласно которым общество развивается в «обратном» направления, от лучшего к худшему. Это теория социального регресса, теория вырождения человечества по мере развития. Во-вторых, имеется большое разнообразие взглядов, которые можно было бы объединить в одну общую теорию исторического круговорота, в соответствии с которой общество проходит ряд последовательных ступеней, но, в конце концов, на определенной стадии возвращается к своему первоначальному состоянию, на круги своя, и развитие начинается сызнова. И, наконец, имеются разнообразные варианты теории общественного прогресса.

Любопытным и весьма симптоматичным является тот факт, что исторически самыми первыми появляются на свет пессимистические взгляды, взгляды вырождения человечества, его деградации. В самый ранний период развития общества господствующими предположениями были именно высказывания о безнадежности, бесперспективности дальнейшего существования человечества, обреченности общества. Этот пессимизм, проявившийся повсеместно и зафиксированный в литературных источниках народов Ближнего Востока, Персии, Китая, Индии, многие исследователи объясняют расслоением первобытного общества на богатых и бедных, возникновением рабства, достаточно жесткими и узкими рамками, установленными юридическими законами, стеснявшими свободу воли человека. Во всех перечисленных местах мы встречается с легендой о так называемом золотом веке. Наиболее ярко, в поэтической форме, эту легенду изложил знаменитый древнегреческий поэт Гесиод, живший в конце VIII века до нашей эры. В своей поэме «Труды и дни» он рассказывает, что сначала у людей был золотой век. Люди жили, не работая, природа все необходимое человеку давала в готовом виде. Но затем, по воле богов, золотой век сменился серебряным, медным, промежуточным веком между медным и железным и, наконец, наступил железный век.

Своеобразной разновидностью теории золотого века являются события, изложенные в Ветхом завете. Бог поселил созданных по образу и подобию своему людей в раю, где природа тоже давала человеку все необходимое, но люди нарушили заповеди Бога, за что Бог проклял их и заставил трудиться, в поте лица добывать хлеб свой, пока не возвратятся в землю.

С идеями регресса человеческого общества мы встречаемся на всем протяжении истории социальной мысли. Немало сторонников регресса человечества появилось на Западе и на Востоке в последние десятилетия нынешнего века. Под влиянием негативных последствий технического прогресса, загрязнения окружающей среды и самого общества, вследствие неразумной хозяйственной и политической деятельности, духовной деградации человека, глобальных проблем, связанных с ростом численности населения, производства ядерного оружия и т.п. возникло большое количество различных теорий о ближайшей катастрофе человечества, о необратимых процессах, ведущих человечество к неминуемой гибели.

Весьма популярными и в прошлом и теперь явля­ются учения об историческом круговороте. Подобные идеи появляются еще в древности. Идеи исторического круговорота фактически придерживался и Платон. Он, как и многие его современники, считал, что в прошлом был золотой век. Государство имело идеальную форму правления, в котором правит один или несколько мудрых вождей. Постепенно эта форма вырождается в тимократию, олигархию, демократию и, наконец, в тиранию.

Большую роль в обосновании и популяризации идеи исторического круговорота сыграло учение итальянского мыслителя и социального философа XVII века Джамбаттиста Вико. По его мнению, все нации в своем историческом круговороте проходят три стадии или три эпохи соответственно возрасту человека: детство, юность и зрелость. Детству соответствует самое первое состояние — божественная эпоха, в которой власть принадлежит жрецам, а государства, как такового еще не существует. В результате борьбы между отцами семейств и домочадцами эпоха богов сменяется эпохой героев, которая соответствует юности и в которой действует аристократическая форма правления государства. И, наконец, наступает зрелая пора нации — человеческая эпоха, — где государство осуществляет свои функции в форме демократической республики или представительной монархии. Человеческая эпоха — высшая ступень развития нации, его закономерный результат, посколь­ку в обществе действуют объективные, от сознания и воли людей не зависящие законы, подобные законам природы. Но эти же объективные законы, по мысли Вико, возвращают нацию к первоначальному состоянию, когда она достигнет апогея в своем развитии.

Среди современных сторонников идеи историческо­го круговорота наиболее выдающимися ее представите­лями являются немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936), английский историк и социальный философ Арнольд Тойнби (1889 — 1978).

Шпенглер является автором знаменитой книги «Закат Европы», в которой он развивает свою концепцию исторического круговорота. По мнению Шпенглера, в истории одновременно существует несколько культур, переходящих затем в цивилизационную стадию. К нынешнему времени существуют следующие культурные организмы: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-арабский, западноевропейский и культура майя. Ожидается еще возникновение русско-сибирской культуры. Как и любой организм, культура живет в определенных ограниченных временных рамках, отмеренных ее историей. В среднем срок жизни культурного организма равен тысяче лет. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Если культура творит историю вглубь, то цивилизация — вширь. Если в эпоху культуры совершаются «органические деяния», то в эпоху цивилизаций проделывается «механическая работа».

Арнольд Тойнби в своих взглядах на историю человечества также опирается на идею разнообразия человеческих цивилизаций, которых к настоящему времени сохранилось, по его мнению, пять: западная, русская, китайская, индийская и исламская. Каждая цивилизация в своем движении от рождения до смерти проходит четыре стадии: возникновения, роста, надлома, разложения. На месте погибшей цивилизации возникает новая, которая повторяет циклы развития прежней, только в другое время и при других обстоятельствах. При этом двигателем исторического процесса в любой цивилизации является так называемое творческое меньшинство, немногочисленная элита, которая своей энергией и творческими порывами увлекает за собой инертное большинство. Однако в какое-то время на стадии надлома творческое меньшинство оказывается неспособным ответить на вызовы истории, навязывая свое ложное мнение силой, в результате чего цивилизация гибнет.

И, наконец, обратимся к учениям о прогрессе общества. Хотя сама идея прогресса человечества возникла еще в древности (например у Демокрита), однако широкое распространение и теоретическое обоснование она получила лишь в последние два с половиной века. Первыми и наиболее яркими ее выразителями были французские просветители и энциклопедисты. Среди них на первое место в обосновании идеи социального прогресса нужно поставить замечательного математика и историка М. Кондорсе (1743 — 1794). В своей книге «Эскиз исторической картины человеческого разума» Кондорсе изобразил исторический процесс как непрерывное восхождение от низших ступеней к высшим. Это восходящее развитие человечества, по его мнению, обусловлено совершенствованием человеческого разума и непрерывным ростом и совершенствованием получаемых с его помощью знаний. Знание и разум являются главными двигателями человеческого прогресса и его определяющим критерием. В борьбе с предрассудками, невежеством, религиозным фанатизмом знание и разум человека одерживают верх и тем самым толкают вперед, к лучшему состоянию все общество. Самой первой формой организации человеческого рода была семья, которая затем разрослась в племя. Первобытные люди занимались охотой и рыболовством, и в этих тяжелых условиях по добыванию хлеба насущного у них не оставалось времени заниматься наукой. Постепенно, однако, возникает промышленность, земледелие, появляется торговля, а вместе с ней и деньги. В этих новых условиях быстрыми темпами стала развиваться наука, а это толкает вперед развитие промышленности и всех других сторон человеческой жизни.

Попытку преодолеть односторонность и прямолинейность учения французских просветителей, рассматривавших прогресс как непрерывное и однонаправленное развитие к лучшему, предпринял Гегель. Взгляды Гегеля на всемирно-исторический процесс не только свободны от односторонности и прямолинейности прежних мыслителей, но содержат все, что было ценного и положительного во взглядах и тех, кто придерживался идеи регресса, и тех, кто изображал историю движущейся по кругу. Хотя основная тенденция развития истории человечества есть прогресс, но это не исключает, а наоборот, диалектически предполагает наличие в истории и регрессивных движений, и развития по кругу, и даже такие периоды, когда история, по словам Гегеля, не подвигалась вперед. Всемирно-исторический прогресс состоит, по мысли Гегеля, в возрастании сте­пени свободы. Возрастание свободы — закон истории и этот закон осуществляется с неизбежностью, несмотря на многочисленные исторические примеры его нарушения. Этот закон есть не что иное, как среднестатистическая равнодействующая, стохастический процесс, в котором среди массы случайностей пробивается необходимость. Маркс и Энгельс также придерживались идеи общественного прогресса. Марксистская концепция общественного развития содержит в себе ряд по­ложений Гегеля, высказанных им в философии истории, в том числе и его идею о развитии общества как диалектическом восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному. Эта качественная характеристи­ка общественного прогресса, по мысли Маркса и Энгельса, выражается в закономерной, последовательной смене одной общественно-экономической формации другой, более высокой. Человечество в своем развитии проходит пять ступеней или пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, которая, в свою очередь, разделяется на социализм и собственно коммунизм. При этом каждая последующая формация является более высокой, более совершенной. Наивысшей ступенью и, вместе с тем, конечной целью всего общественного прогресса является коммунизм, к которому рано или поздно придут все народы. Процесс развития строго детерминирован объективными историческими законами, действующими независимо от сознания людей. Критерием прогресса является рост производительных сил общества и связанное с этим повышение произ­водительности труда. Коммунистическая формация, по словам Маркса и Энгельса, является «последней формой устройства человеческого рода». Любопытно заметить, что количество ступеней истории человечества у Маркса и Энгельса ровно такое же, как и у Гесиода в его теории золотого века. Это как бы перевернутая теория золотого века, который находится не в начале процесса, а в его завершающей стадии. И тут, и там присутствует обреченность. Только в одном случае обреченность на будущее зло, а в другом — на будущее счастье, на состояние, в котором все польется полным потоком.