Духовная сфера жизни общества
Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного.
По характеру отражения действительности выделяют обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического опыта людей, их повседневной деятельности. Им обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.
Отношение людей к миру и самим себе выражается через другие уровни – общественную психологию и идеологию. Общественную психологию можно определить как совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе, нации или другой исторической общности людей и складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Идеология – это более или менее стройная система взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму идеалов и целей класса, нации, религиозной конфессии или иной большой социальной общности. Идеология вырабатывается узким кругом людей, мыслящими представителями социальной группы, способными теоретически обобщать жизнь общества и обосновывать цели и задачи своей группы. Идеологи в своих построениях стремятся опираться на данные науки, но между наукой и идеологией существуют существенные различия. Наука стремится дать объективные истинные знания, идеология обосновывает и защищает интересы. Наука стремится придать своим законам, категориям и принципам непреходящую форму. Всякая идеология исторически ограничена, преходяща.
Всегда ли в человеческом обществе существовал уровень теоретического сознания?
Охарактеризуйте достоинства и недостатки обыденного сознания. Как исторически изменялось соотношение обыденного и теоретического сознания?
Возможно ли полное исчезновение обыденного сознания?
Возможно ли в современном мире существование общества, свободного от идеологии?
Формы общественного сознания.
Разделение общественного труда исторически привело к выделению и относительному обособлению различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное сознание сформировались как самостоятельные виды духовной деятельности. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Например, науку и философию интересуют как природа, так и общество, а политическое сознание – отношения между классами, нациями и социальными слоями, их отношение к государственной власти.
Отличаются эти формы по своим функциям: религии и философии присущи мировоззренческие функции, главная функция науки – познавательная, нравственное сознание регулирует поведение людей и т.д. Различны они также по способу отражения действительности, Для науки –это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы.
Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения людьми окружающего мира и самих себя в этом мире. В ходе исторического развития происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения экономической формы, связанной с экономическими отношениями людей.