Исторические типы взаимодействия общества и природы
Взаимодействие общества и природы выражено в трудовой деятельности человека. Этапы изменения взаимоотношений общества и природы в целом определяются переворотами в производстве, производительных силах общества. Таких этапов в истории человечества можно выделить четыре.
Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только фактом своего существования, занимается охотой, рыболовством, собирательством. Это время присваивающей цивилизации. Природа определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества. От природных условий зависели условия и характер занятий членов общины, темпы роста количества членов общины, необходимость миграции на новые места. Она казалась огромной таинственной силой, часто враждебной человеку, поэтому человек стремился умилостивить природные силы, поклоняясь им и принося жертвы. На этом этапе человек изобрел первые орудия труда – лук, каменный топор, приручил огонь.
Второй этап начинается с возникновения земледелия и скотоводства, т.е. осуществляется переход к производящей экономике. Это время аграрной цивилизации. Человек начинает активно вмешиваться в природу, планировать результаты своей сельскохозяйственной деятельности. Но трудовая деятельность еще зависима от погодных условий, почвы, рельефа, она была локальной. Влияние природы на человека уже опосредствуется общественными структурами, средствами производства. Человек уже начинает оказывать разрушительное воздействие на природу – он оставлял за собой вытоптанные пастбища, выжженные леса, засоленные почвы как результат ирригационных работ. Рост населения толкал людей к освоению и захвату все новых земель. Складывается два типа общества – традиционное и техногенное. Для традиционных обществ характерны медленное изменение производственной сферы, воспроизводящий тип производства. Техногенная цивилизация базируется на принципе активного отношения человека к миру, природа рассматривается как арена человеческой деятельности, не имеющая самостоятельной ценности.
Третий этап начался с промышленной революции XVIII в. Промышленная цивилизация завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила его природе. Признание сверхприродной сущности человека еще в средние века в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. А в эпоху Возрождения появляется идея всесилия человека. Природа стала рассматриваться как мастерская для человека, формировалась психология покорения природы. Природа стала лишь источником пользы.
Четвертый этап начался в XX в. и знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую гармонию между ними. Мир воспринимается как организм, а не механизм. Причиной нового взгляда на природу стал возникший на планете глобальный экологический кризис.
Современный экологический кризис связан с деградацией и упадком биосферы, что является следствием вытеснения искусственным естественного. Проявления экологического кризиса: загрязнение окружающей среды (каждый год в атмосферу выбрасывается около 30 млрд. тонн углекислого газа, около 120 млн. тонн золы); разрушение почвы (около 30% территории нашей планеты является пустыней и ежегодно к этому добавляется еще около 6 млн. га); потепление климата; увеличение озоновых дыр; исчезновение многих видов животных (под угрозой – 25 тысяч видов животных и растений) и др. Возрастает антропогенная нагрузка на природу, она уже не может справиться самостоятельно с хозяйственным воздействием на нее со стороны человека. В итоге естественные в природе и формы начинают погибать. Природа умирает. Стремясь к прогрессу человечество одновременно сводит на нет объективные возможности своего существования. Экологическая катастрофа с гибельными для цивилизации последствиями к 2020-2040-м гг. – реальность.
Перед человечеством как никогда остро стоит вопрос: «Как спасти природу?» Прежде всего, необходимо отказаться от «психологии покорения» природы и усвоить принцип совместного, партнерского существования человека и природы (принципа коэволюции). Требуется изменения человеческой модели хозяйственной деятельности в сторону ее прогнозирования, управляемости и контроля. Этот вопрос, в частности, поставили конференции ООН в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. и в г. Киото (Япония) в 1997 г. Нужна новая экологическая политика, требуется жесткое экологическое законодательство и четкая его реализация. Наконец, необходимо воспитание экологической этики в человеке, высоконравственного отношения к природе, расширенная ответственность ко всему живому. Новый экологический императив можно сформулировать следующим образом: «Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе». И здесь важная роль принадлежит семье и школе. Нельзя не согласиться с призывом Е. Евтушенко: «Берегите всех зверей внутри природы,/ Убивайте всех зверей внутри себя».