Диалектика и метафизика

Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны все философы, но понимают его по-разному. Исторически сложились два основных подхода к развитию: метафизический и диалектический.

Одной из основных особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы, либо первотолчок (И. Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса развития – восходящая или нисходящая линия, круговорот. Таким образом, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.

Разновидностями метафизического способа мышления являются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.

Догматизм отрицает, прежде всего, принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на все времена.

Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстрировать, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые вода текут». Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды. В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, поэтому в одну и те же реку нельзя вступить и единожды. Релятивизм – это также абсолютизация условности знания, отрицание возможности познания объективной истины. В современной методологии и философии науки существует «методологический релятивизм» – принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений («эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда). Релятивизм может быть «этическим» (у каждого – «своя» мораль); «эстетическим» («суждения вкуса» не являются всеобщими); «историческим» (теория О. Шпенглера).

Софистика – это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Основным примером софистики является использование так называемых софизмов. Например, на обвинение во лжи софист отвечает: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгать».

Эклектика – это соединение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, так как эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета, не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Для эклектики также характерны: подмена понятий, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Прямую противоположность метафизического понимания процесса развития составляет диалектическая концепция развития. Диалектика есть учение о всеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления.

Впервые слово «диалектика» применил Сократ (VI в. до н.э.) (стихийная диалектика): искусство вести спор, диалог, метод раскрытия противоречий в мышлении, рождение истины. Метод Сократа получил название «майевтика». Таким образом, диалектика с самого своего появления была тесно связана с поиском, развертыванием и разрешением мыслительных противоречий, с которыми сталкивается любой человек в своей познавательной практике.

Большой вклад в развитие диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля. Диалектика Гегеля (а также других немецких философов) является методом познания и мышления, т.к. ее основное внимание связано с изучением процессов развития в духовных, познавательных, субъективных системах бытия. Философия Гегеля выстроена согласно триадичным (троичным) принципам. Как объективный идеалист он вводит понятие о трех ступенях саморазвития Абсолютного Духа: Логика (развитие понятий), Субъективный Дух (развитие индивидуального сознания человека), Объективный Дух (развитие духовной общечеловеческой культуры). Философия – это наивысшая форма Объективного Духа, в рамках которой и завершается саморазвитие и самопознание Абсолютного Духа. Троичный принцип был положен Гегелем в основу построения диалектики как метода познания и мышления: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания или «снятие»).

Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс. Он построил диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносеологическое учение, рассматривающее мышление и познание равным образом в становлении и развитии.

Рассмотрим принципы диалектики – основные, исходные положения.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Развитие всеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения.

Принцип объективности предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом деле; требует от субъекта сознательного использования проверенной информации, а также – ясного признания познаваемости материальных систем.

Принцип системности требует всестороннего рассмотрения объектов; стремится к охвату наиболее важных сторон, к выделению определяющей, интегративной стороны, от которой зависят остальные (принцип субстанциональности); а также – отграничению необходимых связей от случайных, существенных от несущественных (принцип детерминизма).

Принцип историзма (или исторический подход) опирается на диалектику как теорию познания и включает требование к познающему субъекту рассматривать материальные системы в их динамике. Этот принцип включает: 1) Ретроспективность. Требуется иметь некоторое предварительное представление о сущности предмета в настоящий момент, что позволяет установить исходную стадию его развития. 2) Изучение предпосылок возникновения предмета. 3) Применение основных законов диалектики. 4) Выделение этапов развития предмета, диалектики общего и единичного. 5) Определение направления и характера развития или изменения предмета. 6) Изучение не только истории объекта, но и истории отражающих ее понятий и положений.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Конкретное выступает в качестве синтеза, системы определений. Каждое определение отражает отдельную сторону, свойство, оно абстрактно. В процессе синтеза все новых определений мы восходим от абстрактного знания (неполного) к конкретному (более полному). Конкретное в мышлении отражает существенные стороны изучаемого явления в их связи.

Принцип единства исторического и логического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое – это теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всем многообразии ее конкретных форм.

Общее понимание характера поступательного развития человеческого познания выражено Гегелем через формулировку трех законов диалектики, которые были впоследствии включены К. Марксом в материалистическую диалектику. Закон единства и борьбы противоположностей подчеркивает наличие внутренних импульсов к развитию, определенных столкновением различных сил и тенденций в самом мыслительном процессе. Берет верх та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений подчеркивает наличие скачков – взрывов, обозначающих «прерывность в непрерывности». Под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Закон отрицания отрицания характеризует поступательность развития: результат содержит в себе свое начало. Главное здесь не отрицание, а синтез, объединение всего того, что было рациональным на предыдущих этапах и повтор на высшей ступени черт и структур исходной ступени. Этот момент связан с механизмом прогрессивного развития познавательных и мыслительных структур.

Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в процессе развития предмета, но при этом не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных законов диалектика включает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих категорий (от греч. kategoria – высказывание). Категории представляют собой фундаментальные понятия, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой той или иной наукой области действительности. Коснемся наиболее важных категорий диалектики.

Качество, количество, мера. Качество есть определенность предмета, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфический свойств. Количество – это степень развития данного качества, это такая определенность предмета, которая в известной мере безразлична к данному качеству. Мера – это допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества.

Тождество, различие, противоположность, противоречие. Тождество – это понятие, которое отражает постоянство предмета, его относительную устойчивость. Различие отражает изменчивость предмета, несходство его сторон, тенденций. Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве всегда есть различие, а различие предполагает тождество. например, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Противоположности – это различия в предметах, явлениях, сторонах, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга (например, положительно и отрицательно заряженные частицы, имущие и неимущие слои населения). Отношение между противоположностями – есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета, при котором они взаимополагают, взаимообуславливают, взаимоотрицают друг друга.

Общее, единичное, особенное. Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, принадлежащие ряду единичных предметов или всем предметам определенного класса. Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного. Единичное – это философская категория, выражающая специфику именно данного предмета, его уникальность. Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее и единичное. Единство общего и единичного выражается как особенное. Особенное – философская категория, выражающая синтез общего и единичного, их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим. Эти категории выступают также как ступени процесса познания предмета или явления. Сначала познается единичное, затем особенное и в итоге – общее (индукция) или наоборот (дедукция).

Целое и часть. Целое является исходным пунктом теоретического анализа объекта потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой объект изначально предстает перед исследователем, затем выясняется структура объекта – его части. Целое, однако, не сводится к сумме частей, а включает и способ объединения частей, их взаимосвязи и т.д. Отношение частей и целого – это взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств. Категории «элемент»-«система» сопоставимы с категориями «часть» и «целое», но вместе с тем отношение «элемент»-«система» включает категорию структуры – этой совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Форма и содержание. Эти понятия древние (например, их определения давал Аристотель), многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Например, содержание кинофильма – его сюжет, содержанием производства – изготовление определенной продукции. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Например, для художественного произведения, это его композиция, приемы выражения чувств и мыслей. Форма очень важна, т.к. организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Реально форма неотделима от предмета, но в тоже время она имеет относительную самостоятельность. Например, существует целый ряд наук, специально изучающих различные формы: геоморфология, структурная лингвистика, геометрия, кристаллография. В науке успешно применяется метод формализации знания (языка). Он представляет перевод содержательных фрагментов знания на искусственный символический и формульный язык, подчиненный четким правилам построения формул и их преобразований. Это обеспечивает успешное решение познавательных задач во многих научных дисциплинах. Единство формы и содержания, их тонкая прилаженность друг к другу ярко проявляется, например, в искусстве. Отнюдь не всякое содержание может становиться предметом художественного творчества. Не устройство атомов, не производственные процессы, а человек, его проблемы составляют содержание искусства. Исключительное значение в искусстве имеет мастерское владение формой, например, не каждое стихотворение может называться поэзией.

Необходимость и случайность. Необходимость – это такое явление или событие, которое обязательно наступает или происходит при наличии определенных условий. Случайность может проявить себя в той или иной форме, а может и не проявить вообще, являясь не существенной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается внутренней природой развивающегося явления, а случайность – внешними воздействиями. Необходимость определяет главное направление в развитии предмета, случайность же выражает отклонение от данного направления. Необходимость и случайность взаимосвязаны и объективны. Случайность есть форма проявления и дополнение необходимости, а необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Возможен переход их друг друга. Случайные изменения окружающей среды приводят постепенно к изменению генетического аппарата животных и, соответственно, наследственности.

Сущность и явление. Сущность – система необходимых и устойчивых, прежде всего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета, взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не может быть самим собой. Явление – это совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых сторон предмета; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам. Сущность и явление тесно связаны друг с другом, хотя непосредственно и не совпадают. Сущность обнаруживается через явление, но не раскрывается при этом полностью. Вместе с тем раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Причина и следствие. Познание сущности предмета с необходимостью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих. Причина – это взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина, таким образом, первична по отношению к следствию. Эти категории имеют первостепенное значение для процесса познания. Любая научная теория обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздействовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причине. И диалектическое их понимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступеньками научного познания действительности.

Возможность и действительность. В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности. В более узком смысле слова под действительностью понимается конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность – это такое состояние (или ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Под возможностью понимается также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Имеются различные виды возможностей: существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др. Обратимой называется такая возможность, с превращения которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния в газообразное. Необратимой называется такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример – смерть человека. Формальные – возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, например, выигрыш машины в лотерее. Реальные – возможности, обусловленные необходимыми сторонами и связями объекта, например, созревание овощей на огороде. Диалектическая связь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всего, они предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.