ВВЕДЕНИЕ
Региональные образовательные системы
Иркутск
Иркутский государственный университет
Институт социальных наук
И.А.Журавлева
Региональные образовательные системы
Иркутск
Печатается по решению научно-методического совета
Иркутского государственного университета
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Кармадонов О.А.
доктор социологических наук, профессор Антонова Л.Л.
Журавлева И.А.Региональные образовательные системы: учебное пособие/ И.А.Журавлева. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2013. - с.
В учебном пособии рассматривается природа региональных образовательных систем как социального института, выявляется сущность регионализации образования как важнейшего направления модернизации системы образования в современной России.
Учебное пособие предназначено для студентов-регионоведов, аспирантов, преподавателей, слушателей системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере образования, менеджеров систем образования.
Журавлева И.А., 2013
Иркутский государственный университет
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение | 5-8 |
Глава 1. Проблемы социально-философского анализа современного образования | 9-42 |
1.1. Философско-методологические основания анализа феномена образования | 9-17 |
1.2. Природа образования как социального института | 17-27 |
1.3. Социальные функции образования в современном обществе | 27-37 |
1.4. Образование в контексте культуры | 37-39 |
Глава 2. Проблемы образования в условиях глобализации современного мира | 43-96 |
2.1. Глобальные аспекты проблемы образования | 43-48 |
2.2. Формирование эколого-информационного общества и современная образовательная парадигма | 48-63 |
2.3. Глобализация и Болонский процесс | 64-65 |
2.4. Реформирование образовательных систем в зарубежных странах | 65-92 |
Глава 3. Основные направления модернизации современного российского образования | 97-134 |
3.1. Общая характеристика образовательной системы Российской Федерации | 97-111 |
3.2. Российское образование и тенденции мирового развития | 111-115 |
3.3. Цели, задачи и направления модернизации российского образования | 115-125 |
3.4. Регионализация образования как одно из направлений модернизации | 125-131 |
Глава 4. Теоретические основы регионализации образования и стратегия управления | 135-164 |
4.1. Принципы регионализации образования и управления | 135-145 |
4.2. Региональные образовательные системы и проектирование программы развития образования | 145-152 |
4.3. Проблемы обеспечения развития региональных образовательных систем | 152-161 |
Глава 5. Концепция развития образования Иркутской области | 165-185 |
5.1. Особенности региона и их влияние на развитие образования | 165-169 |
5.2. Основные современные проблемы и задачи развития системы образования Иркутской области | 169-174 |
5.3. Региональная модель развития образования | 174-178 |
5.4. Экономическая поддержка развития системы образования Иркутской области | 178-182 |
Заключение | 186-188 |
Литература | 189-198 |
Приложение | 199-209 |
ВВЕДЕНИЕ
Образование как один из значимых общественных институтов вызывает растущий интерес мирового сообщества, поскольку с ним связывают надежды на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами в жизни общества на стыке столетий. На повестке дня стоит вопрос о формировании новой модели образования, реализация которой могла бы обеспечить переход к новому типу социального развития, придав ему новый импульс. Идеи построения такой модели должны выводиться как из наработанных позитивных философских представлений о будущем образования, в связи с прогнозируемым состоянием общества и человека, так и знаний о наработанных образовательных подходах и практиках.
Проблема регионализации образования обусловлена тем, что в стране происходит активное формирование региональных комплексов и формируются как региональные связи, так и качественные отличия, вызванные различиями экономики, социальными, демографическими, культурными, национальными отличиями. Поскольку образование является неотъемлемой частью общественного развития и культуры, то регионализация, происходящая в сфере экономики и геополитики, не могла не затронуть образовательные процессы. Формирование нового объекта – региональной образовательной системы – вызвало потребность в формировании социально-философских оснований этого процесса, поскольку его стихийное развитие не может удовлетворять общество. С формированием нового объекта старые способы непосредственного управления образованием в том виде, в котором они существовали в прошлом, постепенно исчерпали себя. Для решения этих проблем в системе образования потребовались новые приемы, формы и методы управления, которые должны быть присущи новому субъекту управления и осознаваться им.
Региональная образовательная политика сегодня только начинает формироваться. Определение путей развития и удовлетворения образовательных потребностей региона предполагает конструирование соответствующей образовательной системы в двух основных направлениях. Она может конструироваться как совокупность различных типов образовательных учреждений: дошкольных общеобразовательных, внешкольных, профессиональных (начальных, средних, высших), учреждений переподготовки и повышения квалификации. Региональная образовательная система может рассматриваться и как совокупность динамических образовательных программ на всех этапах образования. Эти программы экспериментально в опережающем режиме прорабатывают варианты удовлетворения образовательных запросов данного региона.
Это тем более актуально, что во всем мире происходит переход от индустриального к эколого-информационному обществу XXI века как закономерного этапа развития социума. Происходит пересмотр ценностей и особое внимание уделяется анализу фундаментальных связей и закономерностей, характеризующих процессы взаимоотношений человека и биосферы, т.е. социально-экологическая проблема на определенном этапе осознания феномена глобальных проблем занимает доминирующее место в иерархии ценностей современной цивилизации. В этом случае возникает потребность построения такой концептуальной модели образования, которая соответствовала бы и признанным цивилизационным ценностям и основывалась бы на анализе состояния системы образования в регионе. Концепция предусматривает наличие и взаимодействие как внешних по отношению к системе образования факторов, так и внутренних, присущих ей как относительно замкнутой и способной к саморазвитию.
С учетом роли, которую выполняет образование, оно признается приоритетным направлением при решении многих социально-экономических и культурных проблем региона. В этой связи глубокие изменения претерпевают принципы, структура и функции управления системой образования на региональном и местном уровнях. Ведущей ориентацией сферы управления становится обеспечение развития и саморазвития образовательных структур и учреждений на основе их финансовой, организационной и методической самостоятельности. В силу этого курс на регионализацию системы образования, децентрализацию управления ею,на смещение центра тяжести с ее функционирования на развитие предъявляет качественно новые требования к региональным и муниципальным органам управления образованием, к организации управления, к уровню компетентности управленческих кадров. Изменения же на этих уровнях происходят медленно. Это объясняется не только тем, что кто-то сопротивляется изменениям, а, прежде всего тем, что практически нет необходимых научно-методических разработок, нет современных программ подготовки управленческих кадров, пока незначительное число специалистов профессионально занимается исследованиями и разработками в области управления образованием.
Необходимость научно-теоретического осмысления управления системой образования на территориально-региональном уровне диктуется следующими факторами:
- во-первых, сегодняшняя система образования в значительной мере сохраняет унаследованную от прежней устаревшую нерациональную сеть общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Она слишком инерционна и оторвана от образовательных запросов региона. Это требует серьезной структурной перестройки системы образования, ее адаптации к изменяющимся реалиям жизни;
- во-вторых, условием для переориентации образования с режима функционирования на режим развития должна стать сильная и динамичная образовательная политика, формируемая в едином образовательном пространстве региона. Это наделение регионов правом и обязанностью выбора своей образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-логическими и другими условиями;
- в-третьих, продолжающийся эволюционный путь изменения содержания деятельности органов управления региональной системой образования грозит перейти в хроническую форму, что может благополучно похоронить зарождающиеся и пока не совсем окрепшие инновационные процессы;
- в-четвертых, качественного обновления требует материально-техническая база образования, ее инфраструктура, рынок образовательных услуг. Прогноз наиболее вероятного направления развития этого рынка показывает, что основные требования к системе образования, предъявляемые со стороны представителей различных социальных групп, профессиональной сферы и производства, а также региональных и муниципальных органов власти, будут касаться возможности разноуровневого освоения содержания общего среднего и профессионального образования, дифференциации содержания образования, организации на базе профессиональных учебных заведений подготовки и переподготовки взрослого населения по профессиям, необходимым для развития данных территорий и др.
Анализ развития образовательных систем в самых разных регионах России с учетом быстро меняющихся социально-экономических условиях называет особую интенсификацию процессов их становления и развития, что стимулирует разработку комплексных территориальных образовательных программ. Эффективное решение данной проблемы тесно связано с общим определением понятия «регионализация образования». Выявление сущности регионализации образования, анализ развития образовательных систем являются основой для определения приоритетных направлений региональной образовательной политики.
Основная дидактическая цель данного учебного пособия заключается в формировании у студентов представлений о природе региональных образовательных систем как социальном институте; регионализации образования как важнейшем направлении модернизации системы образования современной России; современных тенденциях и процессах в развитии образования; социальных функциях, структуре, способах управления развитием образования на региональном уровне. Выпускники-регионоведы должны понимать сущность процессов регионализации в современном мире и их специфику в России; выявлять основные проблемы и раскрывать перспективы развития регионального образования.
Учебное пособие может быть использовано для изучения учебных курсов, предусмотренных государственными стандартами по следующим специальностям: «Регионоведение» («Региональные образовательные системы»), «Социология» («Социология образования»; «Философия образования»).
В учебное пособие включены как ранее опубликованные результаты собственных исследований автора, так и ряд нужных извлечений из работ следующих ученых: Петровичев В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. – Тула, 1994; Хазова Л.В. Концептуальные основы и опыт модернизации образования: гуманистические и гуманитарные аспекты. – Красноярск, 1997; Назаров В.Л. Модификация муниципальной системы образования: Монография/Академия проф. Образования: Урал. отд-ние РАО. – М.: Издат. центр АПО, 2002; Непрерывное образование и потребность в нем/[отв. Ред. Г.А.Ключарев]; ИКСИ РАН. – М.: Наука, 2005; Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. – М.: Наука, 2006; Ильин Г.Л. Философия образования. Идея непрерывности. – М., 2002.