Диалектический идеализм Г. Гегеля

Завершающим этапом метафизического подхода в западной философии является система немецкого философа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля (1770-1831 гг.), развернутая им в произведениях «Феноменология духа», «Логика», «Философия истории», «Философия права» и др. Философия Гегеля имеет характер объективно идеалистической системы, блестяще завершая эволюцию идеалистического мировоззрения.

Выдающееся значение философии Гегеля заключается, по меньшей мере, в следующих двух достижениях: 1) разработка диалектического метода как попытка теоретического переосмысления всемирной истории и человеческой культуры; 2) попытка возродить идею универсального философского знания, охватывающего весь круг знаний. Гегель выполнил огромную исследовательскую работу, связанную с синтезом идейного материала, накопленного человечеством к концу XVIII века.

Гегель разрабатывает новый подход – исторический, согласно которому весь Универсум является по своей сути изменчивым. Историцизм наиболее ярко проявился в диалектическом методе мышления и познания, рассматривающем все явления и процессы во всеобщей связи, развитии, взаимодействии. Развитие – такое изменение состояний, которое происходит при условии сохранения их основы, т.е. некого исходного состояния, порождающего новые состояния. Признаки развития: а) системный характер изменений, т.е. происходят не отдельные изменения, а их комплекс; б) необратимость – возникновение качественно новых возможностей, которых не существовало ранее, это не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность сохранения существующих форм функционирования; в) направленность.

Развитие совершается по трем законам. Первый описывает механизм саморазвития. Это закон перехода количественных изменений в качественные. Второй вскрывает внутренний источник развития. Это закон единства и борьбы противоположностей и разрешения противоречий. Третий отражает общий результат и направленность процесса развития. Это закон отрицания отрицания.

Другим достижением гегелевской философии можно считать создание системы универсального знания, которую он называет «энциклопедией философских наук». Она включает три круга знаний: Логика, Философия Природы, Философия Духа. Каждый круг замкнут сам на себе, но вместе с тем является основой для другого, более широкого. Значение данной системы заключается в ее всеохватности (представлены все сферы человеческого знания). Философия выступает как синтез выработанных знаний, создание теорий, которых не достигнешь в отдельных науках.

Философская система Гегеля представляет собой реализацию принципов метафизики. Основополагающее допущение данной системы: лишь целое, рассматриваемое как единство, обладает реальностью. Целое рассматривается как сложная система, как организм, а не как простая субстанция. Каждая из вещей окружающего мира имеет реальность в той степени, что она является стороной целого. Такое целое Гегель называет Абсолютом. Абсолют духовен и не имеет признаков протяженности. Это духовное первоначало – Совершенный Разум, Идея (по аналогии с деятельностью активного разумного человека, наделенного абсолютными характеристиками). Гегель рассматривает тождество мышления и бытия: мысль, мыслящая самое себя – «чистая мысль». Другими словами, в Абсолюте заложена мысль и ее осуществление, тождество объекта и субъекта, духа и материи, бытия и сознания.

Два момента отличают воззрения Гегеля от других идеалистических систем (Парменида, Платона, Аквинского): 1) Абсолют является несамопротиворечивым (принцип логики). Пример: древнегреческий философ Парменид рассматривал бытие как шар. Гегель рассуждает, что ничто не может быть шарообразным, если оно не имеет границ, и ничто не может иметь границ, если не существует чего-либо вне его, хотя бы пустого пространства. Следовательно, предположение Парменида, что Вселенная как целое шарообразно, самопротиворечиво. 2) Природа Абсолюта диалектична (принцип саморазвития).

Саморазвитие Абсолютной Идеи рассматривается как движение через 3 этапа: тезис, антитезис, синтез. Пример: тезис «Абсолют есть чистое бытие», т.е. не имеет никаких качеств. Но чистое бытие без всяких качеств есть ничто. Антитезис: «Абсолют есть ничто». Синтез: «единство бытия и небытия есть становление». Таким образом, наши взгляды на реальность развиваются путем постоянного исправления предыдущих ошибок. Процесс диалектического движения осуществляется через снятие, а именно – ни одна последующая стадия полностью не замещает предыдущую, но ей дается собственное место в качестве момента целого.

В основу гегелевской концепции положены, таким образом два принципа: духовное первоначало (Абсолютный Разум) и саморазвитие. Это попытка объяснить мир через творческое самодвижение некой внешней субстанции (Идея = Разум = Бытие), которая воплощается в различных формах (природных, социальных, человеческих) посредством законов диалектики. В этом развитии Разум познает самое себя и возвращается в исходное состояние, но на принципиально другом уровне. Абсолют рассматривается как субстанция, которая является истинным, вечным, могущественным началом и раскрывает себя в мире и в мире не раскрывается ничего, кроме нее. Мир разумности и самосознательной воли не предоставлен случаю, но должен обнаружиться в свете знающей себя Идеи.

Картина мира как самопознание Абсолютного Разума.

1 этап (соответствует Философии Природы): отчуждение Абсолюта и воплощение его в природных формах. Здесь царит, по мнению Гегеля, скука и не возникает ничего нового, только движение в пространстве. Природа неактивна, не обладает осмысленным началом.

2 этап (соответствует триаде Философии Духа): отчуждение Абсолюта через воплощение в человеке и его истории. Абсолютный Разум приобретает здесь форму духовной культуры общества в ее целостности и развитии. Высшая форма культуры – философия, через которую Разум познает мир и себя. Философия выступает как высшая форма объективации Мирового Духа, и тем самым процесс его самопознания.

Гегель выделяет 3 главные фазы истории человечества: восточная, греко-римская и германская. Критерием деления выступает степень осознанности собственной свободы. Восток знал, что только один свободен (форма деспотического правления). Античный мир знал, что некоторые свободны (демократия и аристократия). Германский мир знает, что все свободны (монархия). Понятие свободы у Гегеля не существует без понятия закона. Везде, где есть закон, есть свобода. Свобода – это право подчиняться закону. Гегель приписывает немцам величайшую роль в земном развитии Духа: «германский Дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы». Дух самому себе дает законы и делает это свободно. Монарх воплощает всеобщую волю, т.к. различия между ним и подданными иллюзорны.

Принципом исторического развития является, согласно Гегелю, национальный дух. В каждом веке существует одна нация, которой вменяется в обязанность миссия провести мир через стадию диалектики, которой он достиг. В наш век, утверждает Гегель, это Германия. Но кроме наций огромное значение играют исторические личности мирового масштаба, в которых воплощена вся цепь диалектических переходов (Александр Македонский, Цезарь. Наполеон).

3 этап: в этом акте происходит преодоление отчуждения и возврат к первоначалу. В гегелевской философии познанная Абсолютная Идея принимает вид прусской конституционной монархии как идеального, разумного государства. А сама философская система Гегеля рассматривается как венец самопознания Идеи. Так круг завершается.

Философия Гегеля является непоследовательной. В ней выделяются революционный метод (диалектика) и консервативная система (метафизика). Если система требует начала и завершения, то метод заключается в формулировании законов развития идеального мира (культуры, человеческой истории), отказе от абсолютных истин и окончательных результатов.

Диалектика Гегеля идеалистична: развитие Мирового Духа происходит через развитие человеческого мышления. Действительность физического мира меняется вслед за развитием Духа (в форме свободы, науки, философии). Метафизическая система (т.е. само учение) является консервативной, законченной. Природа обречена на повторение. Философия – венец всякого познания. Прусская сословная монархия объявляется идеальным государством, выражая господствующие идеи Нового Времени.

Поскольку система Гегеля является завершающим этапом метафизического подхода в западной философии, постольку ее оценка способна вскрыть слабости и достоинства философских система подобного типа. В чем же слабости и недостатки учений данного типа (платонизм, христианство, гегелевский панлогизм)?

Философская система как система объективного идеализма построена на основе допущения, что целое является приоритетнее частного. Нет ничего реального, кроме целого, т.к. любая часть, когда она изолирована, изменяет свой характер и, следовательно, не вполне выявляет то, что она действительно представляет. Данное учение имеет негативную сторону (кроме позитивной): часть несамостоятельна и не может существовать кроме как часть целого. Это действительно так, если рассматривать отношения глаза к телу. Но ведь Гегель представляет аналогичным образом отношения гражданина к государству (этическое отношение): каждый член государства должен занимать свое определенное место, и ценен именно этим. Но изолированный он бесполезен, т.е. часть не имеет самостоятельного значения.

Этическое учение, построенное на данном принципе, имеет существенный недостаток. Оно не принимает во внимание различие между целями и средствами. Глаз ценен для тела, и потому он есть средство для выполнения определенных целей (зрения). Имеет ли гражданин самостоятельное значение, или только выступает как средство для функций государства? Существует ли государство ради своих граждан (т.е. оно средство) или граждане для государства? (и тогда они средства). История показывает примеры практического воплощения данных принципов, которое ведет к ущемлению личной свободы, превращению человека в винтик общественного механизма.