Объективный идеализм Ф. Шеллинга

 

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) стал посредствующим звеном между Фихте и Гегелем. Его взгляды на протяжении жизни претерпевали постоянную эволюцию. В философской эволюции Шеллинга выделяют несколько периодов: период «философии природы», трансцендентальный идеализм, философию тождества и философию откровения.

Поскольку по Шеллингу сознание есть продукт развития природы, то для него природа – ступень, предшествующая духу (в отличие от Канта и Фихте, у которых природа противостоит человеку). Для Шеллинга природа – единый организм, целостность которого обосновывается с помощью «мировой души», характерного для неоплатонической философской традиции. Природа – динамическое единство противоположностей, развивающееся по определенным ступеням, на одной из которых появляется человек, наделенный сознанием.

Шеллинг исследует проблему: как субъективное становится объективным, как сознание становится объектом, который существует вне субъекта, и с которым согласуются действия субъекта. Поскольку акт, порождающий сознание, является бессознательным, постольку зависимость сознательной жизни от бессознательной дает начало теоретическому процессу познания: ощущение – логическое мышление – разум, постигающий предмет целостно в акте интеллектуальной интуиции.

Практический и теоретический разум встречаются у Шеллинга в «Я» художника, создающего эстетическую реальность – мир, в котором уравновешены влечения мышления и влечения воли. Само произведение искусства есть воплощение гармонии. Оно всегда содержит больше того, что художник намеревался сказать, поэтому само произведение приобретает характер «чуда», которое «даже однажды совершившись, должно было бы уверить нас в абсолютной реальности высшего бытия». Из этой особенности гения-художника Шеллинг выводит отличительное свойство произведений искусства – «бесконечность бессознательности». Искусство для Шеллинга становится первоосновой и завершением мировой жизни, а эстетика – не только заверением философии, но и вершиной знания вообще. Т.о., у Шеллинга развивается «эстетический» идеализм. Учение Шеллинга стало фундаментом романтических и неоромантических теорий XIX-XX вв.

По Шеллингу объективное и субъективное слиты в Абсолюте. То, что в Абсолюте тождественно, в мире вещей, напротив, множественно, раздельно. Целесообразное развитие Абсолюта на одном полюсе дает материю, на другом – истину познания. Поскольку целое, Единое возникает раньше своих частей, постольку абсолютное тождество предшествует природе и мыслящему сознанию. Мир – совпадение идеи и явления, истины и красоты.

Построения Шеллинга завершаются «Философией откровения», где он наряду с историко-критическим анализом религии все более уходит в мистику как «особый опыт», недоступный разуму.