Тема №1. Предмет философии и ее роль в обществе.
1. Понятие мировоззрения, его сущность и структура. Основные исторические типы мировоззрений.
2. Соотношение мировоззрения и философии. Природа философских проблем и специфика философского знания.
3. Понятие культуры и ее социальные функции.
4. Место философии в системе культуры. Роль философии в обществе и ее значение для личности.
5. Философия как социо-культурное историческое явление. Периодизация истории философии.
1) В различных видах деятельности человек как правило опирается на определенные знания.
Многообразию видов деятельности в обществе соответствует многообразие видов знаний. Все многообразие видов знаний можно разделить на 2 класса:
1 – ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ. Знания предметов самих о себе (о св-вах, составе, структуре, взаимосвязях и т.д.)
Примером может служить любое научное знание (физическое, химическое, экономическое).
2 – ЗНАНИЯ ЦЕННОСТНЫЕ. Знания не о вещах, как таковых, а об отношении субъекта к этим вещам.
Субъект – и отдельный человек, и соц. группа, и общество в целом в конкретный период развития.
Цен.
ВЗ Субъект
Под отношением субъекта к вещи имеется в виду то, какова значимость, важность, ценность этой вещи для субъекта. Знание о том, как эта вещь связана с потребностями человека, его целями, идеалами.
К ценностным видам знания относятся: религиозное, художественно-эстетическое, философское.
Особым видом ценностного знания является мировоззрение субъекта.
Мировоззрение – особая форма духовного освоения субъектом действительности: знание о мире под углом зрения отношения субъекта к нему, знания о месте человека в мире, о своем отношении к этому миру.
Чтобы конкретизировать понятие мировоззрения нужно рассматривать его структуру.
СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
Аспекты:
1) Можно различать элементы мировоззрения с учетом субъекта мировоззрения:
a. Индивидуально-личностное
b. Социально-групповое
c. Мировоззрение общества на определенной ступени его развития
2) Можно рассмотреть с учетом того, с результатом какого вида деятельности связаны элементы мировоззрения:
В общем случае различают 3 вида деятельного отношения человека к миру:
a. Духовно-познавательная деятельность
b. Духовно-практическое отношение (ценностное) – выработка ценностей, оценок и т.д.
c. Практическое отношение
А) познавательный элемент мировоззрения (все многообразие обобщенных знаний о мире)
Б) ценностно-нормативный элемент мировоззрения (многообразие знаний о ценностях, критериях оценок, ценностных установках и ориентациях, идеалах, целях деятельности, а также норм деятельности)
Каково соотношение целей и идеалов? Норма?(деятельности и поведения). Какова ее роль в жизнедеятельности человека?
В) методологический элемент мировоззрения (знания о различных методах практической деятельности (познават., практич.)
Особым элементом мировоззрения являются убеждения субъектов.
В чем сущность убеждений? Как соотносятся убеждения и знания человека?
3) В структуре мировоззрения различают 2 его уровня:
-обыденный уровень мировоззрения.
Формируется под влиянием самых разнообразных явлений, событий, ситуаций жизни. В значительной мере формируется стихийно. Не требует особых методов, специальных приемов. Как правило не является систематизированным. Играет очень важную роль в жизни человека.
-теоретический уровень мировоззрения.
Формируется не стихийно, а целенаправленно в процессе организованного образования, воспитания, как результат осознанного, критического отношения к окружающему миру, к знаниям. Поэтому теоретическое мировоззрение как правило носит систематизированный характер и непосредственно связано с самосознанием личности.
Обыденный и теоретический уровни свойственны а), б) и в).
Существенным, фундаментальным элементом теоретического мировоззрения (и личностного, и соц.-группового) является философское знание, чем и определяется значение философии для личности и ее роль в обществе.
2) ФИЛОСОФИЯ - теоретическая форма рефлексии над мировоззрением и культурой исторически определенного вида.
Рефлексия над чем-либо, какой-либо вещью есть ее анализ, обоснование, осмысление и на этой основе обоснование плана, стратегии.
Рациональный – т.е. логический
Теоретический подход (теоретическая форма знания) характеризуется тем, что знание:
- является системно-рационализированным
- знание о сущности, закономерности некоторого класса вещей
- теоретическое знание является специализированным, т.е. получение подразумевает использование специальных методов и средств.
- теоретическое знание выражается посредством специального языка, т.е. системы специальных понятий.
ФИЛОСОФИЯ – рефлексия над мировоззрением и культурой, которая осуществляется в теоретической форме. Поэтому философское знание (как результат рефлексии) представляет собой системно-рационализированное, специализированное знание, выраженное в специальном языке.
Эти черты философского знания сближают его с любым другим знанием.